8 января в Брянске произошла трагедия: земля ушла из-под ног у 26-летней мамы и малыша в коляске. Ребенка спасти не удалось.
Ситуация заставила задуматься о состоянии рыбинских подземных коммуникаций.
Возможно ли такое ЧП в нашем городе, мы выясняли в МУП «Водоканал» у главного инженера Сергея Селезнева.
— Сергей Борисович, в чем причина трагедии? Всему виной изношенные трубы?
— Насколько я знаю, промоина образовалась потому, что сгнил коллектор. Сами понимаете, трубы находятся в так называемой агрессивной среде: газы, пар… А тут еще слишком переменчивая погода. На улице то мороз, то тепло. Из-за этого «гуляет» грунт, что очень опасно для всех подземных коммуникаций. А учитывая их износ, — тем более…
— Весенне-осенние подвижки грунта характерны и для нашей местности. А насколько изношены рыбинские канализационные сети?
— Не открою секрета, если скажу, что ситуация с подземными коммуникациями у нас обстоит не лучше, чем в целом по стране. Степень износа канализационных сетей в Рыбинске составляет 80%.
Столько трубопроводов находятся за пределами срока эксплуатации, полностью изношены и нуждаются в замене. Но на то, чтобы своевременно их менять, средств катастрофически не хватает!
На сегодняшний день они работают, хотя по техническим характеристикам, пропускной способности, эксплуатационной надежности они значительно уступают новым. Агрессивная среда и перепады температуры делают свое коварное дело, трубы разрушаются.
— Как специалист скажите, какие трубы самые надежные?
— Если говорить о нашей водопроводно-канализационной сети, то делаются трубопроводы из стальных, чугунных и железобетонных труб. У каждого материала — свой срок службы. Возьмем, к примеру, стальные, с ними дело обстоит неважно. Они пригодны к эксплуатации не больше четверти века.
Металл подвержен коррозии, тем более под землей. Трубопровод может подтопить «верховодка» — поднявшиеся грунтовые воды, вдобавок земля то замерзает, то оттаивает, что тоже прибавляет влаги в почве. Есть и внутренние факторы. Дело в том, что стальная поверхность имеет шероховатости, за них зацепляются твердые частицы из потока воды, и в итоге труба со временем «зарастает» изнутри.
Пропускная способность ее уменьшается, а следовательно, сокращается и объем переносимых стоков. При авариях ставим хомуты, но в борьбе с коррозией мы бессильны. Конечно, из плохой трубы хорошую не сделаешь, но есть возможность сделать «чулок», заведя внутрь полимерную трубу меньшего диаметра.
Чугун не так сильно подвержен коррозии, сама труба способна простоять и полвека, но материалы, которыми трубы соединены, со временем превращаются в труху. Это было нерешаемым вопросом.
Сейчас появились новые уплотнители, стало технологически возможно проведение работ на более долгий период. Теперь мы ремонтируем стыки при помощи современных материалов и к трубе уже не возвращаемся.
— Коллектор в Брянске был метровым, а в Рыбинске он какой ширины?
— В Рыбинске есть и пошире, а значит, еще опаснее, ведь чем больше диаметр, тем больше объем и скорость стоков. К примеру, полутораметровый коллектор проходит по вокзальной площади на ул. Советскую. Невидимая жителям подземная река течет мимо сквера до ул. Бульварной, затем по ул. Гаванской до районной канализационной станции в устье Черемухи.
— Брянскому коллектору было 44 года. Каков возраст этого рыбинского коллектора?
— Этот коллектор был построен и эксплуатируется с 1986 года.
— Случались ли у нас в городе провалы на канализационных сетях?
— Случались. В прошлом году на ул. Волочаевской обоими задними колесами под землю ушел троллейбус. Выехав на место, специалисты Водоканала выяснили причину: грунт под дорогой размыло, бетонная плита, закрывающая трубу коллектора, буквально рассыпалась в пыль.
Провал на железобетонном коллекторе, случившийся два года назад, произошел буквально в нескольких метрах от пешеходной дорожки, между бывшим магазином «Лесла» и стоянкой «Лада». Он хоть и не получил большой огласки, был пострашнее.
В этом месте разрушилась труба полутораметрового плехановского коллектора, стоки размыли грунт. Когда мне сообщили об обвале, я уже через несколько минут был на месте, стоял до тех пор, пока не приехала наша аварийная машина и не выставила ограждение. В этом месте пришлось ремонтировать трубу, закрывать ее новой бетонной плитой.
— Провалившийся участок трубы опасений у специалистов брянского Горводоканала не вызывал, его собирались заменить всего через несколько месяцев. А когда проводилось обследование рыбинского коллектора?
— На этот год запланировано потратить на обследование канализационной сети порядка 180 тыс. рублей. Ну и мы сами не сидим сложа руки. Есть смотровые колодцы, в которые мы периодически заглядываем и отслеживаем состояние труб: в одном месте они заросли или покрылись «раковинами», в другом, скажем, по ул. Советской коллекторная труба еще в нормальном состоянии, хотя прокладка велась в одно время.
Мы определили для себя на коллекторах «болевые точки». К примеру, одно из них — место, где имеются «камеры гашения», где возникают перепады воды, собирается водяная пыль, а значит, особенно активно идет газовая коррозия.
— Но надеяться на русский «авось», дожидаться, пока случится беда, нельзя! На выявленных проблемных участках должны планироваться текущие работы…
— Согласен с вами. В прошлом году Водоканал проложил 256 м трубопроводов. В этом — планируется ремонт на участке канализационной сети порядка 280 метров.
— Применяете ли вы новые технологии при ремонте подземных коммуникаций?
— Лет пять назад мы начали использовать пластиковые трубы для прокладки магистралей диаметром до 600 мм, по которым циркулируют холодная вода и канализационные стоки. В Европе на них перешли уже давно, а за последние годы и в России пластик получает все большее распространение.
Эти трубы надежны, долговечны, очень удобны для монтажа. Пластиковые трубопроводы изготавливаются из сшитого полиэтилена, поэтому коррозия полностью исключается. А значит, труба не разрушается и служит намного дольше. Кроме того, они лишены главного недостатка металлических труб — зарастания внутреннего диаметра.
Но многое зависит от качества изделий. Один раз пришлось менять все установленные трубы, они трескались вдоль. От материала трубы зависит ее функциональное назначение. К примеру, после насосной станции на 9-этажных домах лучше использовать полипропилен, там давление порядка 5-4 кг на кв. м, металлические конструкции быстро выходят из строя.
Под ремонтные работы на водопроводе есть приспособления и типовые решения, а вот проведение локальных текущих ремонтных работ на канализационных сетях довольно затруднительно. Как производить замену на коллекторах, и вовсе непонятно.
— Объясните, в чем проблема?
— Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Водопровод можно отключить, ремонтировать участками. С коллектором все гораздо сложнее. Только представьте, чтобы заменить трубы этого коллектора, надо «перепахать» всю проезжую часть ул. Плеханова от Горы до вокзала.
Мало этого, его не остановишь, он работает, по нему идут стоки со всего города. Исключить коллектор из работы мы не можем даже на время! Чтобы осуществить ремонт участка, стоки надо куда-то переключить, сделав обводной канал.
В условиях плотной жилой застройки это технически нереально. Если говорить о стоимости работ, она зашкалит за сотни миллионов. Выход один — проектировать и делать новые сети.
— Почему у нас все сети проложены под дорогами?
— Гнев справедливый. У нас очень много сетей сделаны неправильно, впрочем такая ситуация и в других городах. Видимо, раньше никто особо не думал о последствиях. Делали как проще.
Сейчас дороги проектируются по-другому, одно из условий, чтобы под проезжей частью не было коммуникаций. Пересечь дорогу водопровод или коллектор может, а вот пролегать под ней — нет.
Р.S. В Брянске теперь усиленно ищут виновных. Но починить городские трубы даже в этой ситуации никто не обещает. Видимо, одной трагедии мало.
Первое обвинение по делу о гибели маленького мальчика в коллекторе в Брянске предъявлено главному инженеру местного Горводоканала. По мнению следствия, он несет персональную ответственность за несчастные случаи и аварии, а также исправность оборудования.