«Наши люди в булочную на такси не ездят!»
Фраза из культового фильма советского периода благополучно перекочевала в наше время, не потеряв по дороге своей актуальности, по одной простой причине — цены на услуги такси являются основным критерием выбора перевозчика.
Итак, закон, именуемый в народе «О такси», вступил в силу с 1 января 2012 года и в настоящее время действует на территории всей РФ, в том числе и в Рыбинске.
Вы заметили значительные перемены, обещанные во время бурного и непродолжительного обсуждения новшеств? Слышали, как бодро щелкает таксометр, накручивая километры городских дорог? Видели, как таксист со значительным видом выписывает вам счет на бланке строгой отчетности? Если вы ответили «нет» на все эти вопросы, значит, вы просто выбрали не ту машину.
Все для легализации
— Легковых такси, не получивших разрешения на перевозку пассажиров и багажа, в Рыбинске остались единицы, — говорит консультант-юрист департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области Виталий Дегин. — Всего же в регионе выдано более тысячи разрешений. Большой ажиотаж был в конце прошлого года, но и сегодня к нам обращаются за оформлением лицензий.
— Оформили все необходимые документы ИП Величко, ИП Кудинов, такси «Эконом», «На Дубровку», «Переборы», «Вояж», «Галактика», «Гора», около сотни индивидуальных предпринимателей, — перечисляет специалист департамента Иван Горячев. — Мы не ведем отдельный учет по городам, поэтому вспомнить всех не могу. Скажу только, что Рыбинск у нас на хорошем счету.
Департамент начал выдавать разрешения сроком на 5 лет с 1 сентября прошлого года на безвозмездной основе. И этот порядок будет действовать в течение всего 2012 года. В дальнейшем эта услуга станет платной.
Лицензируются не предприятия и не таксопарки общим скопом, а каждая машина в отдельности. Есть, например, в Рыбинске частные предприниматели, которые владеют 120 такси. И все они прошли экспертизу областного департамента.
— Мы сократили до 10 рабочих дней срок выдачи разрешения и даже уменьшили пакет документов, — говорит Виталий Дегин. — Все для того, чтобы облегчить задачу владельцам такси. В конце концов, штрафы за нарушения закона немаленькие.
Водитель, не имеющий при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (так официально называется документ), с 1 января этого года заплатит штраф
5 тысяч рублей.
Отсутствие в салоне такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа (наименование транспортной организации, условия оплаты, визитная карточка водителя, наименование и контактная информация контролирующего органа, правила пользования легковым такси) грозит водителю потерей тысячи рублей, должностному лицу — 10 тысяч, а юридическому — 30 тысяч рублей.
Аналогичные штрафы предусмотрены и за невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности.
Отсутствие на транспортном средстве, которое используется для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси или опознавательного фонаря на крыше машины карается штрафами соответственно в размерах 3 000, 10 000 и 50 000 рублей.
Еще жестче наказание за незаконную установку на машине опознавательного фонаря легкового такси и незаконное нанесение цветографической схемы. Гражданин за это рискует потерять 2,5 тысячи рублей, должностное лицо — 20 тысяч, юридическое лицо — полмиллиона рублей, а машину — предмет административного правонарушения — ждет конфискация. Управлять же автомобилем с атрибутикой такси, но без официального разрешения чревато для водителя потерей пяти тысяч рублей.
Цена вопроса
Почти все машины, которые занимаются в Рыбинске перевозкой пассажиров, имеют опознавательные знаки. Как правило, это фонарь с шашечками на крыше автомобиля и еще рация как самый верный атрибут наличия лицензии.
— Когда машины объединены диспетчерской службой, у пассажира появляется возможность заранее узнать стоимость услуг не только у водителя или из информации, размещенной в его авто, — рассказывает один из владельцев нескольких рыбинских таксомоторов. — Диспетчер заранее объявит цену либо километра проезда, либо общую сумму, которую человек заплатит, доехав до пункта назначения. Это, кстати, является одним из условий нашей работы, которые диктует закон.
Собственно, цены — это и есть то существенное изменение в обслуживании, которое можно заметить без специального наблюдения. Шашечки, надписи, визитки, диспетчеры — все это было и раньше. После введения лицензии, как и ожидалось, цены поднялись. У всех по-разному — этого закон не запрещает. Считавшиеся раньше дешевыми перевозчики подняли стоимость услуг на 10-15 рублей.
Те, кто и в былые времена не экономил на пассажирах, — на 20-25. Кстати, объявление стоимости километра проезда по-прежнему в Рыбинске не в моде. На вопрос «Сколько стоит доехать до Волжского?», заданный, например в центре города, в ответ можно услышать: от 180 до 250 рублей.
Машины легальных перевозчиков оборудованы счетчиками, но платить предлагают, как правило, по заранее объявленному тарифу. Чек или квитанцию об оплате выпишут по требованию пассажира. Этот документ, кстати, будет являться не только подтверждением того, что вы заплатили за услуги такси, но и вашей страховкой в случае непредвиденных происшествий на дороге.
Бомбилы бомбят
Несмотря на то, что по информации областного департамента дорожного хозяйства и транспорта, Рыбинск находится в числе благополучных городов, таксистов-нелегалов у нас все равно осталось немало.
— Не нравится — не езди, я никого не принуждаю, — говорит бывший работник городского таксопарка — нынешний таксист-нелегал. — Слышал, что приняли какой-то закон, но не разбирался. Мне он не нужен. Думать о нем буду, когда остановят с проверкой. Пока нас никто не трогал.
Эти такси кучкуются на традиционных в городе местах, там, где машины стоят в очереди за пассажирами. Они «маркированы» крышными фонарями-шашечками. И это, пожалуй, все, что внешне отличает их от всех прочих легковых автомобилей в Рыбинске.
— Я посчитал — оформить все документы, включая свидетельство предпринимателя, стоит 22 тысячи рублей, — говорит молодой парень на старой «Волге». — Где мне их взять, если за смену бывает всего две-три поездки? Пока ничего делать не собираюсь. Надеюсь, законодательство изменят. Или будут по-прежнему закрывать на нас глаза.
Оба собеседника раньше работали у частного предпринимателя, который сегодня является одним из первых в Рыбинске, кто лицензировал все свои машины. Оба вспоминают о своей работе без восторга — цена аренды автомобилей высокая, график работы утомительный, отношения в коллективе трудные. Личный бизнес, пусть и нелегальный, для них выгоднее.
Впрочем, и нелегалы, как выяснилось, работают в Рыбинске организованно. Вот что ответили на одной из стоянок такси на вопрос, можно ли новичку ждать здесь пассажира:
— Да вы что! Здесь каждое место уже куплено. Если кто-то новый вдруг появится, мы даже гнать не станем, просто позвоним.
Кому станут звонить нелегалы и у кого будут просить защиты от конкуренции, водители не говорят. Кстати, о том, что в таксистском бизнесе существует понятие «крыша», знают и в областном департаменте.
— Скоро мы собираем координационный совет с представителями ГИБДД, полиции, ФСБ, миграционной службы, налоговых органов, — рассказывает Виталий Дегин. — Для нас не секрет, что в Ярославской области за рулем нелегальных такси много лиц, которые не имеют официального разрешения на работу на территории Российской Федерации. Распространены и организованные группы, деятельность которых ведется без оформления свидетельства предпринимателя или регистрации предприятия. А это уже уголовно наказуемые действия.
Закон о такси, хотя и принят больше полугода назад, действует меньше месяца. И масштабные проверки еще только в планах департамента, полиции и других контролирующих органов. Может, поэтому частники-нелегалы сегодня чувствуют себя спокойно. Но даже они предполагают, что однажды их может остановить инспектор ГИБДД или сотрудник налоговой службы.
— Может, пойду тогда работать к хозяину, — говорит водитель «Волги». А может, вообще уйду из этого бизнеса.
Еще может случиться так, что «Волгу» конфискуют, а штрафы превысят финансовые возможности водителя.
Но пока эти перспективы туманны, а пассажирам все равно, будет ли шофер платить налоги с полученной за проезд платы, нелегальный бизнес в пассажирских перевозках легковым транспортом будет продолжаться. Либо до первой проверки, либо до первого ДТП. А там, как говорят водители, посмотрим.
…И стаж не менее трех лет
Легковое такси должно проходить государственный технический осмотр каждые шесть месяцев; иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; быть оборудовано таксометром.
Водитель легкового такси должен иметь водительский стаж не менее трех лет. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси; проводить контроль технического состояния машин перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра.
Перевозчик обязан установить тариф за перевозку на единицу пробега или единицу времени пользования транспортным средством; разместить информацию о тарифе на передней панели легкового такси справа от водителя; обеспечить выдачу пассажиру квитанции в форме бланка строгой отчетности или кассового чека, подтверждающего оплату стоимости пользования легковым такси.