Начинающий галерист из Углича Александр Егоров привез в Рыбинск передвижную выставку авангарда. С творческими экзерсисами 1914 года здесь соседствуют творения арт-бунтарей, выплеснутые на холст едва ли не позавчера.
Идея собрать живописный авангард в одной галерее, а затем направить его по городам и весям зародилась у наших коллег-журналистов. К дню рождения «Угличской газеты», которая когда-то носила звучное название «Авангард», решено было устроить соответствующую выставку. Кулисами для творческого эксперимента послужила частная галерея Александра Егорова в особняке 18 века. Некоторое время спустя проект молодого галериста «Передвижная выставка Авангарда» был оценен президентским грантом. За это время картины «неофициальных» художников побывали в Кашине, и вот теперь в Рыбинске.
Большая часть работ, представленных на выставке, спустилась с чердака иеромонаха Рафаила. Уже много лет этот седовласый священник является настоятелем храма Михаила Архангела «что в бору» в тихом сельце Угличского района. Но раньше, в семидесятых, вместо черной рясы он носил тельняшку и свои смелые картины подписывал «Сергей Симаков» перед тем, как выставить их на Малой Грузинской — в самом сердце авангарда советской Москвы.
По словам отца Рафаила, это «безобразие» творилось тогда во имя донкихотовских целей. В отличие от нынешних возмутителей спокойствия вроде арт-группы «Война» с их «достоинством» (определяемым в народе тремя буквами) на питерском мосту, авангардисты времен развитого социализма ломали копья за духовность искусства, диалог с традицией прежних веков.
Многие из «неофициальных» творцов были глубоко верующими, что также преследовалось властями. К ним, в подвал на Малой Грузинской, часами стояли люди, чтобы посмотреть искусство, очищенное от налета официоза. И сюда же, но уже не стоя в очередях, по ночам вламывались кэгэбэшники и перетряхивали все коньячные ящики, в которых хранились картины.
— Как Высоцкого они слушали и запрещали, так и нас — смотрели, не понимали и клеймили. «Авангардисты» — нечто вроде неприличной клички, которая приклеивалась ко всем, кто шел против официальной идеологии и не хотел жить, как винтики в наборе советского государства. То есть не хотел врать, ждать очереди, чтобы выставиться в Манеже, по три-четыре года. Я собирал работы своих товарищей просто потому, что надо было помогать друг другу выживать. У меня, например, картину купили, а у Сережи Блезе нет, а у него три дочери… — об истории создания своей коллекции игумен Рафаил рассказывает не без ностальгии.
Опальное ранее искусство теперь общедоступно. Работы знаменитых на весь мир художников из когорты инакомыслящих — Анатолия Зверева, Сергея Блезе, Сергея Симакова, Дмитрия Константинова, Натты Конышевой — собрали множество зрителей в рыбинском музее-заповеднике. А значит, их искусство еще не отвоевало и по-прежнему актуально.
У них немало последователей среди нонкомформистов 21 века, которые работают в самых разных техниках и стилях. Вот гибрид телевизора и унитаза, отчаянный крик петуха по весне, аппликация из кусочков ткани. Рассматривая абстрактную шараду «Импровиз с осенним мотивом» угличанина Федора Куницына, две девочки «угадывают» то чей-то глаз, то деревенский пейзаж, то горничную в чепце, то русских святых. У иных авторов гротескные сюжеты.
Долго искать не надо. Вот, например, голо- и головозадые персонажи разгуливают в классических интерьерах начала 20 века. Это акварельные эскизы костюмов к фильму Алексея Балабанова «Про уродов и людей», выполненные супругой режиссера Надеждой Васильевой. Среди участников выставки есть и рыбинские имена. Любовь Менчикова, чьи персональные выставки проходили в городах России, Германии, Голландии, не любит прикреплять к своему творчеству всяческие «измы» — на то есть критики — и называет себя нонкомформистом.
В своих картинах из серии «Герои нашего времени» препарирует тему административных барьеров. Не по-женски сердито она наносит широкие мазки на шестеренки «Бюрократической машины» и саркастически украшает кресла головами чиновников. Она тоже верит, что это творческое «безобразие» спасет мир. Хотя бы в душе одного человека из посетивших выставку.