В Ярославской области высадился «Детский спецназ». Так называется одно из основных направлений деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Астахова.
Группа юристов ездит по стране и по полной программе проверяет учреждения, в которых содержатся дети, оставшиеся вне семьи. Павел Астахов лично проводит «разборы полетов», которые нередко оборачиваются вакантными директорскими креслами. 16 февраля он высказался о работе детских домов в Ярославском регионе.
20 минут любви
В России 19 ведомств, так или иначе отстаивающих права детей. Однако нередки случаи, когда работа этой армии нянек заключается в тотальном перестраховывании и взаимном перекладывании ответственности. «Даже в лучших детских домах растят иждивенцев», — считает Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.
По его словам, повсеместно выявляются многочисленные нарушения законодательства во всех сферах жизнедеятельности ребенка, особенно в области охраны прав на семейное воспитание, образование, защиту от преступлений против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и общественной нравственности. Характеризуя общую ситуацию, он привел красноречивые цифры: к 2025 году при положительной демографии в стране будет около 22 миллионов детей.
В США прогнозируют 100 миллионов. При этом на телефоны доверия звонят тысячи несовершеннолетних с явными суицидальными намерениями.
«По статистике, современные родители уделяют ребенку 20 минут в день, все остальное общение ему дает Интернет и средства связи», — указывает на первопричины Павел Астахов. По его мнению, проблемы детей являются вопросами национальной безопасности и требуют комплексного решения. Свое видение юрист изложил в программе «Россия — без сирот», которую представил главе государства сразу после возвращения из Ярославской области.
Немногий из благополучных
Говоря о положении дел в нашем регионе, уполномоченный отнес его к немногим благополучным. В качестве положительных моментов он выделил значительный рост числа приемных семей. Еще в 2005 году их было только 50, сейчас более 800. Оценил он и наличие региональных целевых программ, посвященных вопросам детства. Отметил снижение количества отказов от младенцев.
Последний фактор, впрочем, нельзя отнести к заслугам, ибо цифра все равно большая. В 2011 году матери бросили 70 новорожденных. Меньше, чем в предыдущие годы, но это, по словам Павла Астахова, еще один полноценный дом малютки.
Основной бедой региона уполномоченный считает огромное число побегов. В 2011 году из детских домов сбежали 768 человек. «Это говорит о том, что детям там плохо, что они не хотят там жить. Хотя чего ожидать, когда на окнах стоят решетки, а на рамах нет ни одной ручки. Можно запирать дверь на засов, но это не решит проблему микроклимата учреждения. Когда мне говорят, что в угличском детдоме 27 педагогов и 20 кружков, а последняя спортивная грамота датирована 2007 годом, то я делаю вполне конкретные выводы», — привел наглядный пример Павел Астахов.
Еще одна острая, по мнению омбудсмена, проблема — обеспечение детдомовцев жильем. Из 1403 очередников в 2011 году получили квартиры всего 107 детей-сирот.
Нуждается в пристальном внимании и вопрос ранних абортов. Астахов уверен, необходимо создавать центры типа «Молодая мама», а в школьный курс пора вводить этику и психологию семейной жизни. Кроме того, в регионе слабо развито волонтерское движение.
Фильтр ответственности
В ходе визита «спецназ» посетил детские учреждения Ярославля, Тутаева, Углича и Рыбинска. В частности, в нашем городе проверяющие проинспектировали детдом № 72 и реабилитационный центр «Здоровье» для детей и подростков с ограниченными возможностями.
По словам заместителя директора департамента образования Надежды Обертышевой, контролеров интересовали бытовые условия и размещение детей, организация досуга, учебной и трудовой деятельности. Особое внимание было уделено вопросам социализации воспитанников. Специалисты проверили даже диски, которые смотрят дети, и доступ к запрещенным сайтам в Интернете. Как признался Астахов, пробить защиту фильтров и обнаружить противопоказанные детям фильмы им не удалось.
Что касается проблем, то к ним Надежда Обертышева отнесла значительное число самовольных уходов. Актуальны для Рыбинска и трудности с обеспечением детей жильем. Глава города недоволен теми темпами, которыми идет выделение квартир, и потребовал от департамента образования проработать варианты решения вопроса с учетом последних изменений в законодательстве, которые разрешают предоставление площадей на вторичном рынке жилья.
Прокуратуру в этой связи волнуют проблемы коммунальных долгов. Заместитель рыбинского городского прокурора Ирина Николаева рассказала, как недавно надзорный орган отстаивал интересы детдомовцев, которым «по наследству» достался стотысячный долг за квартиру. Имущество воспитанников часто становится лакомым куском для мошенников и черных риелторов.
Выращенные в тепличных условиях, дети не понимают ценности денег и продают полученные от государства квартиры за бесценок. Чтобы обезопасить детдомовцев, разработан законопроект об ограничении их прав на распоряжение жильем.
Павел Астахов грубых нарушений в Рыбинске не нашел. При этом омбудсмен обратил внимание на взаимосвязь служб, входящих в систему профилактики, и посоветовал активнее работать над устройством детей в семьи.
«Пора уже отбросить псевдоинтеллигентские рассуждения о том, что стыдно воспитывать детей за деньги. Стыдно иметь детские дома»,- считает Павел Астахов.
В завершение выступления он напомнил представителям судебной власти Ярославской области, что лишение родительских прав — мера исключительная, и призвал выносить подобные решения лишь в крайних случаях, а органы опеки перестать перестраховываться из боязни «недоглядеть».