Мнение 29 февраля 2012 13:14

Торжествующие проходимцы Сергея Лобана

25 февраля, ОКЦ -­ аттракцион невиданной любви к кинематографу. При температуре не выше +10 градусов зрители высидели четыре часа, чтобы четырежды увидеть, как горит Шапито. Режиссер Сергей Лобан представил свой новый фильм, который уже окрестили культовым.

В Москве спустя неделю после выхода в прокат на «Шапито­-шоу» невозможно было попасть, в Ярославле фильм шел в полупустых залах, в Рыбинске лента, обласканная критиками, вообще не вышла в прокат. Положение исправил киноклуб «Современник», не только показав две части фильма за раз ­ «Любовь и дружба» и «Уважение и сотрудничество», но и пригласив режиссера лично.

В свои 39 лет Сергей Лобан успел позаниматься многим: получил диплом по специальности «микросварка», в девяностые торговал футболками, запустил несколько долгоиграющих проектов в «До 16 и старше», вместе с единомышленниками-­нонкомформистами создал художественное движение «Свои­-2000» и студию на московской «Фабрике», съездил в Северную Корею как новобранец из молодежного общества изучения чучхе, снял нашумевшую «Пыль» и, наконец, «Шапито ­ шоу».

Это четыре новеллы «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество», объединенные в один сюжетный лабиринт. О современных маленьких «человеках» и их больших надеждах в них рассказывается со всей откровенностью, иронией и добротой. Не зря кинокритики стали приписывать Лобану черты Данелии и Гайдая.

Сергей Лобан рассказал, как он собрал в одном фильме весь «цвет андеграунда», из­за чего ссорился с олигархом-­инвестором и почему неудачники непобедимы.

­ Сергей, многие персонажи выведены в «Шапито» под именами актеров. Это не случайно?

­ Фильм вырос из типажей. То есть изначально истории писались под конкретных людей. В ролях ­ в основном наши друзья и знакомые, профессиональные актеры и нет, кого мы хорошо знали. Главная героиня части «Любовь» Вера Строкова ­ актриса в Мастерской Петра Фоменко. Продюсер Попов ­ художник. Режиссер Шпагин ­ известный кинокритик, телеведущий. Алексей Знаменский, слабослышащий парень, учится на режиссера во ВГИКе, это будет первый глухой режиссер в стране. Можно сказать, они играют сами себя. А это непросто ­ посмотреть на себя со стороны, увидеть себя смешным.

­ Расскажи про Алексея Подольского, ты его уже снимал в «Пыли» ­ очень интересный персонаж, этакий анти­супермен.

­ Алексей ­ наш друг по тусовке, практикующий врач, гастроэнтеролог.

­ Наверное, после выхода в свет «Пыли», а уж тем более «Шапито­шоу» очередь глотать лампочку в этом городе резко выросла?

­ Ну да. Он довольно изменился со времен «Пыли». Тогда был очень похож на своего персонажа ­ не уверенный в себе, замкнутый. А потом стал респектабельным, ездит на крутой машине, мы его постоянно встречали с разными девушками или сразу с двумя.

­ А где вы нашли двойника Цоя?

­ В Америке, по интернету. Сережа Кузьменко работает охранником на автостоянке в Бостоне. Эта ситуация с продюсированием двойника Цоя не придумана, мы взяли ее из реальной жизни. Мой друг, с которым мы снимали вместе квартиру, нашел человека, который пел песни Цоя и сочинял свои в таком же духе, его звали Асхат. Отыскал инвестора, который вложился в раскрутку двойника, арендовал огромный зал в «Юбилейном», запустил рекламу по всем каналам, а потом на концерт никто не пришел. Все как в фильме. «Сотрудничество» ­ это для нас основная история, хотя из­за нее нас больше всего ругают, а продюсеры вообще хотели ее отрезать.

На съемках в Крыму наш Цой стал звездой пляжа, все хотели с ним сфотографироваться, местные бандиты возили его к себе на дачи, обещали дать кучу денег на раскрутку. Мы уже даже стали переживать за него. После съемок он опять уехал в Америку.

Кстати, он постоянно следит за тем, как в интернете появляются копии фильма и безжалостно их уничтожает, но все бесполезно. Вот, кстати, опять написал. Поздравляю, «Шапито» выложили на торренты, можете скачивать бесплатно!

­ Для тебя проблемы пиратства не существует?

­ Я считаю, что это хорошо. Искусство должно быть доступно. Кстати, в фильме в роли влюбленного гея снимается Джим Авиньон ­ он музыкант и очень крутой, востребованный художник, его называют современным немецким Энди Уорхоллом. Так вот он создал чип­арт ­ «дешевое искусство». Любая картина, как он считает, не должна стоить дороже 500 долларов.

­ «Шапито» ­ настоящая ярмарка знаменитостей. Даже в маленьких ролях и эпизодах у тебя заняты личности легендарные для андеграунда: харизматичный Стас Барецкий, «метафизический гном» Пахом, звезда экрана Юля Говор…

­ С Барецким, например, мы познакомились еще когда он не был звездой, проект «Елочные игрушки» будет позже. Мы увидели его на фотографиях наших друзей и поразились: ни фига себе, каких размеров человек! И пригласили сниматься.

Усатый мужчина, который всегда говорил «Ой как страшно!» ­ это Александр Маслаев, очень известный художник. Он написал «Серый квадрат», в 1998 году у него была такая акция ­ он собрал картины современных художников, запаял в бетонное яйцо, которое покрасил красной краской и зарыл в Нескучном саду в Москве. Оставил наказ, чтобы в 2098 году потомки его выкопали и устроили выставку картин столетней давности. Приехали журналисты, все отсняли, на следующий день он это яйцо выкопал. Сейчас он уже умер…

­ Расскажи, каково работать с Петром Мамоновым?

­ С ним сложно, потому что у него скверный характер, но он очень ответственный в плане творчества, будет очень долго мучиться, если не знает, как играть сцену, и всех заодно изведет, пока у него не получится. Он мог сорвать съемочный день, стоимость которого 10­-20 тысяч долларов.

­ Сколько вообще составил бюджет картины? И кто выступил инвестором?

­ Бюджет два миллиона долларов. Это деньги полностью частного инвестора. Фильм делался шесть лет, с перерывом в полтора года. Когда работа над фильмом началась в 2005 году, у нас был один инвестор, потом случился кризис 2008 года, простой. Потом нас выкупил олигарх. Его компания Organic Films профинансировала проект до самого конца. Он хотел подарить нас своей подруге на день рождения. Но к дате мы никак не успевали, из­-за чего инвестор нами был очень недоволен. Но ничего, он купил ей другой подарок ­ интернет­-портал OpenSpace.

­ Но потом олигарх был рад результатам?

­ К моменту выхода фильма инвесторы были страшно разочарованы, потому что это не соответствовало их видению того, что будет. С одной стороны, они понимали, что это будет искусство ­ артхаус не для всех, параллельно хотели фильм страшно сократить и выпустить в широкий прокат по всей стране. Чтобы доказать, что это невозможно, я честно сокращал, показывал, что получалось, а они говорили, что я над ними издеваюсь. Им было непонятно, как они вложили большие деньги, но никак не могли повлиять на результат.

­ А ты сам доволен?

­ Я доволен, фильм получился даже лучше, чем мы его задумывали.

­ В «Шапито» звучит интересная музыка. Кто писал саундтрек?

­ Музыку писал Жак Поляков, у него есть группа Karamazov Twins. Он обладает очень редким качеством  мелодиста, сочиняет чудесные песни.

­ «Шапито» принял участие в шести кинофестивалях разного уровня и формата, получил специальный приз жюри «Серебряный Георгий» на 33 ММКФ и гран­при XX Открытого фестиваля кино «Киношок». Насколько это для тебя важно?

­ Фестивали мы рассматривали с чисто прагматической точки зрения. Московский фестиваль был очень полезен для того, чтобы люди узнали о фильме. Мы очень хотели получить «Золотой орел» ­ ну так, для смеха. Мы делали вид, что хотим его получить, потому что теоретически нам это должно помочь в прокате. Ну, конечно, это полный бред.

­ Съемки проходили в Крыму, в тусовочном Симеизе. Атмосфера была соответствующей?

­ Изначально настрой был именно такой: поедем ­ развлечемся, отдохнем весело, друзей всех вывезем, заодно снимем кино такое легонькое, а оказались как на войне.

Мы постоянно в ужасе находились, в состоянии истеричном. Ощущение было полного и бесконечного провала. Поскольку раньше мы имели дело только с независимым кино ­ «Пыль» сняли автономно, никакими обязательствами были не связаны, все делалось легко, в свободное время. А здесь идет бюджет ­ машина, которая должна функционировать абсолютно четко, каждый съемочный день стоил от 10 до 20 тысяч долларов. У нас почти вся команда ­ на
90 процентов ­ состояла из непрофессионалов: все очень крутые в своей области, но у многих это первый опыт работы в кино, поэтому каждый боялся, что это именно из­за него все испортится, деньги кончатся, и будет полный крах.

­ Каждая из четырех историй «Шапито» ­ это тоже история неудачи. И сами герои ­ чудаки, лузеры.

­ Да, все они проходимцы. Как и мы. Они занимаются тем, о чем не имеют никакого представления. Это и интересно. Ты находишься в роли первопроходца, и в то же время ты свободен ­ в том числе не быть собой. И в итоге они все равно побеждают и торжествуют.

­ Над чем работаешь сейчас и какие планы на будущее?

­ Пока ни над чем не работаю. Есть задумка снять сериал. Это, я считаю, очень востребованный формат сегодня. Какой тематики, мы пока не определились ­ может,  гангстерский, где бы крестного отца сыграл Мамонов. Но удастся ли осуществить, не понятно. Весь кайф ­ в поиске.

Вы у себя тоже ­ организуйте фестивали, творите что­нибудь интересное, сделайте центр современного искусства. Это не так сложно, но круто работает на продвижение города. Есть даже термин специальный, который это обозначает, но я забыл его.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме