Восемь наших земляков посетили финал Кубка России по лыжным гонкам. Эти тестовые соревнования состоялись 23-28 февраля на новой олимпийской трассе в Красной Поляне.
Рыбинцам доверили все ключевые посты в судейском корпусе, и во многом благодаря им первая репетиция Олимпиады в Сочи-2014 прошла успешно.
О впечатлениях рассказал директор департамента спорта Олег Кондратенко, давший старт гонкам.
— Почему рыбинцам было оказано столь высокое доверие со стороны ФЛГ России?
— Объективно: мы — единственные в России, кто имеет за плечами опыт проведения международных соревнований — этапа Кубка мира по лыжным гонкам, который мы принимаем уже 6 лет подряд. Конечно, Федерация заинтересована, чтобы костяк судей на будущей Олимпиаде имел такой опыт, но задействовать полностью рыбинскую бригаду судей было бы неразумно.
Во-первых, город не может остаться без судейства, соревнования следуют друг за другом, их тоже нужно кому-то проводить. Во-вторых, Олимпиада — хорошая школа, и политически неверно было бы провести ее силами одного города. Я думаю, что в судейском корпусе на главном старте четырехлетия также, как на тестовых состязаниях, будут представлены все основные лыжные центры России.
В Сочи были приглашены 48, по мнению Федерации лыжных гонок, лучших судей России. Рыбинцев было 8 человек. Учить мы никого не учили, но нам доверили практически все ключевые позиции.
— Кто чем занимался?
— Татьяна Боровицкая была главным секретарем соревнований, Людмила Новикова — ее заместителем, Дмитрий Баранов готовил будущий олимпийский стадион к соревнованиям в качестве старшего судьи по стадиону, Евгений Громов был его первым помощником. Я возглавлял стартовую бригаду судей, в которую входил неизменный главный судья Дёминского этапа Кубка мира Андрей Арсеньев. Кстати, один из претендентов на роль главного судьи будущей Олимпиады. Николай Цапилов был старшим группы электронного хронометража, а начальник дёминских трасс Александр Павлов учил местных водителей утрамбовывать снег ратраком на трассе и стадионе.
— И много ли там снега?
— Вот с чем нет проблем в Красной Поляне, так это со снегом. Все 9 дней, что мы там были, шел снег. Причем трое суток — непрерывно. В один из дней мы даже вынуждены были убрать все со стадиона, чтобы машины могли его как следует укатать. Подушка из 2,5 м снега — такое нам не снилось даже в снежные зимы. И это на 100% настоящий снег!
Лыжно-биатлонный комплекс расположен на хребте Псехако на высоте 1400 метров над уровнем моря. В соответствии с проектом сделаны отдельные трассы для биатлона и лыжных гонок, как и стадионы для каждого вида соревнований. Они расположены недалеко друг от друга, на Олимпиаде для них будет использована единая обслуживающая инфраструктура — подъездные пути, линии прохождения инженерных сетей и другие объекты. У комплекса единый периметр безопасности и обслуживания.
— А насколько уникальна олимпийская лыжная трасса?
— Насколько я знаю, проектировал ее норвежец Хермод Бьёркестол. Это было решение FIS. Трасса получилась очень красивая, но сложная, требующая от спортсменов не только лыжной, но и горнолыжной подготовки. Максимальный подъем по дистанции составляет 52 метра, максимальный перепад высот — 85 метров — такой же, как на самом длинном подъеме в норвежском Холменколлене, где в прошлом году проходил лыжный чемпионат мира. Накладывает отпечаток и то, что находится она на высоте 1,4 тыс. м над уровнем моря. Куда ни посмотри, кругом открываются просто фантастические виды!
— Кто же из спортсменов удачно опробовал олимпийскую трассу?
— В финале Кубка России приняли участие более 150 лыжников из 29 регионов РФ — все сильнейшие российские спортсмены, за исключением молодых кандидатов в олимпийскую сборную, находившихся в это время на чемпионате мира среди молодежи. Была представлена вся спринтерская группа в полном составе и часть «дистанционщиков».
Изначально были заявлены суперзвезды российской сборной: Крюков, Панжинский, Морилов, Петухов. Однако олимпийский чемпион Ванкувера Никита Крюков неожиданно отказался бежать командный спринт, и в тандеме с Алексеем Петуховым в итоге выступал Александр Панжинский. В результате эта команда стала второй, «бронза» досталась Андрею Парфенову и Ивану Алыпову.
«Золото» завоевали Александр Уткин и Дмитрий Япаров, для которого эта победа в ходе соревнований стала второй. Порадовала наша Юлия Иванова, первой финишировавшая на дистанции 10 км «классикой».
— Как проявила себя судейская бригада?
— По мнению президента Федерации лыжных гонок России, все судьи отработали на отлично. Индивидуальных оценок никому не давалось, но думаю, анализ будет проведен. У меня, например, к некоторым моментам есть вопросы.
Кстати, параллельно со спортивной частью шло тестирование системы безопасности. Со всей России съехались сотрудники силовых ведомств, которые отрабатывали пропускной режим и контрольные мероприятия.
— Какие еще вопросы, по-вашему, еще предстоит решить организаторам?
— Вопрос логистики — доставки зрителей и спортсменов на плато, где расположен лыжный стадион. Пока работает один подъемник, но строятся еще. Один из них — сквозной, он доставит людей снизу прямо до стадиона. Количество зрителей, как я понимаю, будет весьма ограничено.
Пока отсутствует так называемая технологическая трасса, по которой должно передвигаться телевизионное оборудование. Учитывая, что за ходом Олимпиады будут следить во всем мире, доставка камер на трассу — одна из первоочередных задач. Но, пожалуй, главный вопрос — лыжные трассы. Готовить их надо не за две недели до соревнований, а весь сезон, ежедневно укатывать.
— Что предусмотрено на стадионе для зрителей?
— Пока нет ничего. Трибуна, как нам сказали, будет временным сооружением. Ее установят, а затем уберут. Практика показывает, что на лыжных соревнованиях бывает не так много зрителей, исключение составляет только Рыбинск.
Как я понимаю, никаких соревнований в дальнейшем по лыжным гонкам на плато проводить не планируется. Скорее всего, стадион превратится в тренировочный центр. Там будут проводиться сборы, чтобы не ездить за границу на высокогорье.
— Какие еще олимпийские спортивные объекты вам удалось посетить?
— Честно говоря, времени на это не было. Никаких экскурсий не предусматривалось. К тому же строительство объектов к Олимпийским играм 2014 года идет в условиях строжайшей тайны и охраняется получше многих военных объектов. С лыжного стадиона хорошо просматривался горнолыжный спуск, санно-бобслейная трасса и горнолыжный трамплин.
— В следующем году в Сочи пройдет этап Кубка мира. Пригласят ли вас туда?
— Комплектованием судейской бригады занимается Федерация, и я очень рассчитываю, что наша восьмерка туда попадет, хотя гарантировать не могу.
— А насколько велика вероятность, что ваша бригада будет судить на Олимпиаде?
— Пока речи о том, что именно этот судейский корпус через два года будет обслуживать сочинскую Олимпиаду-2014, не идет. Но, думаю, шансы у нас высокие. Почту за честь дать старт олимпийским лыжным гонкам.