Скажи, что ты коллекционируешь, и я скажу, кто ты. Осознанно или нет мы стараемся окружить себя вещами, которые греют душу, поэтому любое домашнее собрание — своеобразный портрет самого собирателя. В преддверии 8 Марта представительницы прекрасного пола рассказывают о своих коллекциях.
Кстати, бриллиантам в этом списке места не нашлось.
Сокровища русалки
Марина Смыслова — обладательница романтичной коллекции «цветов Лорда Океана», как она называет ракушки.
Марина — ведущий кредитный специалист группы микрофинансирования в банке. Должность с длинным и строгим названием не мешает мечтам и грёзам.
Занятия в танцевальной студии «Зазеркалье» — ее маленький секрет, как из офисного работника перевоплотиться в герцогиню или фею. Ракушки — еще один нетривиальный способ захлопнуть двери перед серыми буднями.
Марина начала собирать ракушки с самого рождения. Сосед отдыхал на Чёрном море и по приезде вручил ее маме рапана: «Русалка? (Марина — от латинского морская). Значит, я должен ей подарить…»
Но любви к ракушкам с первого взгляда не было, она пришла позже. В 2004 году она ездила от РГАТА в Алушту, откуда привезла первого своего мурекса.
— Я поставила его на шахматную доску, без особого подтекста. А потом… Чёрно-белое игровое поле — это ведь наша странная жизнь. И одинокая фигурка на ней, помнящая штили и штормы, солёный ветер. Бесконечно прекрасная, бесконечно одинокая… Красивый образ, не правда ли?
С 2006 года Марина собирала коллекцию уже серьёзно. Но мало просто купить раковину. Важно знать, что они означают.
— Например, харония — тот самый рог изобилия или рог Тритона, или же ужасный рог Пана, который действительно использовался как музыкальный инструмент, издававший довольно громкий и резкий звук. Раковина пектена — символ апостола Иакова и всех паломников. Она украсила картину «Рождение Венеры»; в честь нее назван и стиль рококо.
Левозакрученную турбинеллу (чанк) держит в одной из четырех рук Вишну — защитник всего живого на земле. Индусы верят, что чанки священны и имеют власть над морем, заставляя стихать волны в шторм.
А вот прелестный конус, тонко и замысловато расписанный черным узором, — в бассейне Тихого океана от акул погибает в среднем один человек, а от жутко ядовитого конуса — два-три. Из желез моллюсков мурексов получали краску пурпур, он считался цветом высшей знати в Риме, а в Византии — цветом императора, — перечисляет Марина.
А вот искать самую красивую бесполезно. Нет двух одинаковых раковин, как нет двух одинаковых людей. Можно разве что выбрать ту, что ближе. Марине нравится тридакна — изящная, грозная, величественная. Проклятие парусных кораблей, режущая якорные канаты острыми как бритва краями (достигает размера до полутора метров в длину!). Единственная из двустворчатых моллюсков, лишённая внутреннего перламутрового слоя. Так что слёзы её никогда не станут жемчугом.
Сейчас у девушки 110 различных видов ракушек. «Юбилейной» стал Cassis Cornuta, купленный в Крыму.
— Вот только, наверное, неправильно говорить, что я собираю их. Это они собирают кусочки моей души. Как пазл.
Бело-синие чудеса
Ларису Розову друзья и коллеги называют «солнышком» и «зажигалкой». Если спросить студентов Рыбинского педколледжа, в котором она работает уже 26 лет, помнят ли они Ларису Розову, все без исключения скажут: «Конечно! Как не помнить любимую учительницу, светлого и отзывчивого человека, обаятельную женщину и очень грамотного преподавателя!».
А педагоги в один голос добавят: «Она — душа любого коллектива, даже неприятности старается встречать с улыбкой». Как любая женщина, Лариса Борисовна любит все красивое, именно поэтому десять лет назад в ее жизни появилась… гжель.
— В древние времена мужчины занимались охотой, а женщины — собирательством. Наверное, во мне тоже живет древняя женщина, — проводя экскурсию по квартире, шутливо замечает хозяйка. — Я очень
люблю народно-прикладное искусство и, еще учась в институте, начала собирать изделия из хохломы. Потом «заболела» экзотическими растениями.
Десять лет назад подруга подарила ей первую вазу, расписанную в технике гжели.
— И я поняла, что бело-синее царство покорило мое сердце навсегда. Сегодня в коллекции более ста экспонатов, для которых в квартире специально отведены две большие витрины. В основном это подарки выпускников, друзей, коллег-преподавателей. И практически у каждой фигурки своя история.
Одну статуэтку подарил ей муж на защиту диссертации, гжелевую даму вручили педагоги педколледжа за победу в городском конкурсе «Женщина года». Есть сказочная щука, избушка на курьих ножках, стерлядь, патефон и даже целая семья сине-белых крокодилов от любимых студентов.
Все фигурки — это живая память о людях и ярких событиях, которых в жизни Ларисы Борисовны очень много. Ведь как человек творческий, она просто не может спокойно сидеть на месте. Ее жизнь сплетена из педагогической, научной работы, спорта, участия в различных конкурсах, путешествий по городам и странам. Кстати, экскурсионные поездки — это тоже своеобразное коллекционирование новых впечатлений:
— Можно сказать, что я уже профессиональный турист. В моей копилке уже 11 различных стран от Туниса до Турции, Испании и Германии. Из каждой я обязательно привожу какой-нибудь символ. Например, часы с кукушкой из Швейцарии, змею со скорпионами из Африки, изящную тарелку из Китая, колокольчики из Германии… Каждый раз возвращаясь из той или иной поездки, мечтаю вновь собрать чемодан и отправиться за новыми впечатлениями.
Новые эмоции, новые знания, новые возможности — Лариса стремится развиваться в творческом, профессиональном плане. Почти три десятка лет преподает в педагогическом колледже педагогику, пишет научные статьи в журналах, издает книги. В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию.
Около пяти лет назад Розова стала членом городской организации женщин и занялась общественной деятельностью. В 2010 году стала победителем городского конкурса «Женщина года», в 2011-м — участницей областного конкурса «Ярославна года». Двое детей и любимый супруг — ее опора и поддержка во всех начинаниях.
Медвежье царство
Мягкие, керамические, деревянные, металлические… — десятки косолапых разного размера живут в квартире очаровательной девушки Марины с весенней фамилией Цветкова. В медвежьем царстве 60 жителей, и благодаря друзьям их становится все больше. Но, как призналась хозяйка, тесно от такого соседства ей не бывает. Ведь большие и маленькие очаровательные зверюшки дарят только радость. А в ее работе доктором позитивный настрой и хорошее настроение просто необходимы.
Марина Цветкова — одна из самых молодых врачей больницы №2 имени Пирогова. Пришла в медицину в 2009 году и уже успела завоевать авторитет и уважение коллег и пациентов. Она врач-эндокринолог.
Быть или не быть врачом — такой вопрос у девушки никогда не стоял. Практически все свое детство она провела в больнице, где работает ее отец Михаил Цветков, главврач Пироговки. Пошла в медицину не потому, что так хотел папа, а потому, что сама почувствовала интерес к этой профессии. Закончила лечебный факультет Ярославской медицинской академии по специальности «терапевт». Эндокринологию выбрала, уже учась в ординатуре.
— Каждый день у меня начинается с реанимационного отделения, ведь именно туда привозят тяжелых больных, жизнь которых висит на волоске. Потом начинаются консультации, обходы, заполнение карт и выписок — весь день расписан по минутам, домой прихожу уже поздно вечером, а там меня встречают любимые медведи. Сажусь на диван, беру в руки какого-нибудь плюшевого мишку, посижу немного, и усталость как рукой снимает. Это добрая медвежья энергетика помогает.
Добродушные мишки-панды, белые полярные медведи, хозяева российских лесов — бурые мишки… Марина бережно перебирает плюшевую коллекцию, с увлечением рассказывая про своих любимцев. Ведь каждый медведь в коллекции — это кусочек жизни, с которым связана своя история:
— Любовь к коллекционированию привили родители. Раньше всей семьей собирали кружки, которые привозили из разных стран и городов, потом появились медведи. Первый, вырезанный из дерева, косолапый достался мне от отца. На подставке до сих пор сохранилась аккуратно выведенная чьей-то рукой надпись: «С Днем Советской Армии от женщин травматологического отделения, 1989 год».
С тех пор медвежья семья Марины стала шириться. Что-то дарили друзья, что-то привозила сама из командировок.
— Помню, как в Санкт-Петербурге увидела очаровательного большого бронзового мишку. Не смогла удержаться и купила его, правда, он весил почти четыре килограмма и едва влез в сумку. Везти его в Рыбинск было очень тяжело! А еще двух симпатичных медведей нашла… в аптеке. Еще учась в академии, по ночам подрабатывала фармацевтом. Однажды нам привезли партию детских товаров, среди которых были и экологически чистые плюшевые игрушки. Я сразу приметила там двух братьев-близнецов косолапых.
Один из самых изящных гламурных экспонатов коллекции — подвеска Сваровски в виде мишки, есть медведи-флешки, медведи-светильники. Есть даже съедобный мишка, наполненный орехами, которого в скором времени обязательно съем. Те, кто знает, что я доктор, дарят мне фигурки животных в белых халатах. Медведь в марлевой врачебной повязке и медицинском костюме — один из самых любимых.
Интересны мишки с этапа Кубка мира в Дёмино, куда мы ездим каждый год. Кстати, спорту, здоровому образу жизни в нашей семье всегда уделялось особое значение. Мы всегда болеем за наших спортсменов на соревнованиях, на «Рыбинской рыбалке». Катаемся вместе на коньках и лыжах, стараемся отмечать на природе все праздники. Общение с родными как нельзя лучше заряжает оптимизмом и хорошим настроением.
Камеры в стиле ретро
Если вы встречали художницу Рыбинского драматического театра Татьяну Петрушову без фотоаппарата, считайте — зафиксировали редкий кадр. Несколько лет Таня работала фотографом в редакции нашей газеты. Фотография для нее — и хобби, и профессия, а фотокамера — не просто орудие труда, сколько стиль жизни и… ретроколлекция.
-Первый фотоаппарат из своей коллекции (да и вообще мой первый фотоаппарат) появился у меня еще в детстве. Я нашла его на шкафу в бабушкином доме, когда мы ездили к ней летом в гости. Это был «Зенит ЕТ», он, кстати, до сих пор в рабочем состоянии. Есть что-то особенное, душевное в пленке. Такой цветопередачи не добиться ни в «цифре», ни в фотошопе. Ощущается эстетика настоящей серьезной фотографии. Вообще, я считаю, механика дисциплинирует фотографа, дает точные понятия о многих вещах, особенно о таких, как выдержка, диафрагма, экспопара…
Второй фотоаппарат лет пять назад отдал друг, это была «Смена 8М». Просто сказал, что он ему не нужен, мол, валяется уже столько лет без дела. Следующие «Смена» и «Зенит-С» были тоже подарками друзей. К слову, «Зенит-С» имеет особую историческую ценность, это вторая модель под маркой «Зенит», он вышел в серию в 1955 году и выпускался до начала шестидесятых.
Культовый «Киев 88» — среднеформатный, высокого класса — он самый крутой из всех. В конце восьмидесятых стоил просто бешеных денег — 900 (!) рублей, как новый мотоцикл. Прошло двадцать лет, и теперь от них избавляются за ненадобностью.
Пока у меня небольшая коллекция, но очень любимая. Иногда, когда мне скучно, я люблю разбирать и собирать свои раритеты, в нынешней-то цифровой технике не покопаешься так. Мне нравится, как они выглядят — этакая ретровыставка. Поэтому старые пленочные фотоаппараты занимают почетное место в доме.