Темы 14 марта 2012

Недоступная технология?

Труд для рыбинских школьников становится роскошью. Вернее, уроки труда, ныне именуемые
технологией. Учебные мастерские в большинстве своем устарели, станки образца восьмидесятых годов прошлого века выходят из строя, на расходных материалах — жесткая экономия. Изучить и решить проблему намерены в департаменте образования.

 Право на труд

Уроки технологии в 5-8 классах — такой же обязательный предмет, как математика и русский. Программой на них отводится 68 часов в год, половина из которых приходится  на теоретическое освоение материала, вторая половина — на практику.

С 6 класса ребята должны ознакомиться с ручной и механической обработкой дерева и металла, а также электротехническими и ремонтно-строительными работами. И если навыки ручного труда есть возможность прививать (хотя тоже не без проблем), то обучение машинному труду явно буксует.

По словам директора департамента образования Риммы Брядовой, о «трудовой» проблеме им известно.

«Организация занятий по предмету «Технология — технический труд» для мальчиков действительно требует к себе повышенного внимания. Из-за нехватки финансирования годами решение этих вопросов находилось в подвешенном состоянии. Проблемы во многих школах общие.

Учебные мастерские физически и морально устарели, станочный парк не обновлялся с девяностых, а где-то еще дольше. Мы поставили вопрос о создании рабочей группы, которая выйдет во все школы города и детально обследует мастерские. Исходя из их состояния будут приниматься решения — конкретно по каждой школе», — обозначила позицию департамента Римма Александровна.

Дорогое удовольствие

«Раньше делали табуреты, теперь — шайбы. Расходных материалов мало, живем на старых запасах», — представляет проблему в масштабе Сергей Занин, учитель технологии  школы №43.

Здесь недавно произведен ремонт мастерской. Из двух — столярной и слесарной — сделана одна, комбинированная. По словам директора школы Людмилы Оленёвой, работы проведены масштабные и дорогостоящие: в помещении забетонировали пол, покрасили стены, модернизировали освещение, провели вытяжку.

Одиннадцать новых верстаков обошлись в 110 тысяч рублей, весомую для школы сумму. Этим пока пришлось ограничиться. В новом проекте мастерской места для старых станков не нашлось, их пришлось списать. В отремонтированном кабинете должно появиться новое оборудование, но пока на него нет денег. А удовольствие это не из дешевых.

По статистике,  на оснащение мастерских уходит 40% средств от всего школьного оборудования, включая средства мультимедиа.

«Исследовав рынок, мы выяснили, что самый дешевый и простенький учебный станок стоит от 40 тысяч рублей, плюс затраты на подключение, а хватит его, может быть, только на год, — поясняет Людмила Георгиевна. — У нас разработан план развития кабинета, его материально-технической базы. В перспективе — приобрести фрезерный, сверлильные, токарные, деревообрабатывающие, токарно-винторезные станки. Предполагается сделать это поэтапно, за несколько лет».

Сейчас уроки технологии в 43-й школе, как и в ряде других, проходят в «ручном» режиме. Обычная практика, если машинный труд остается на картинке. «Приходится прибегать к объяснительно-иллюстративному методу. То есть, как работает сверлильный или фрезерный станок, объясняю по учебникам и плакатам, в теории», — разводит руками учитель технологии СОШ №43 Сергей Занин.

Он преподает в школе уже 25 лет, и, по его словам, загвоздка не только в ограниченном финансировании мастерских и отсутствии современных станков. Даже руками работать становится труднее и небезопасно.

«Раньше существовала школьная промышленность, которая выпускала оборудование и инструменты специально для учебных мастерских. Сейчас ее не стало, и очень часто производитель не соблюдает требований ГОСТов, металл используется «сырой», без термообработки, потому инструмент быстро изнашивается. Был случай, когда от новых молотков при работе стали отлетать целые куски», — перечисляет минусы специалист.  Но и профессиональное оборудование — тоже не вариант.

«Стоит в разы дороже, так что никакая школа не потянет, да и не приспособлено для ребенка 10-13 лет. Выход один — тщательно подходить к выбору инструмента и не покупать кота в мешке», — считает Сергей Занин.

И не без ностальгии вспоминает про советские времена: «Школы были закреплены за шефскими предприятиями, где можно было выписать оборудование, инструменты, материалы — все бесплатно. На базе предприятий создавались учебные цеха, куда 9-10 классы приходили на занятия, обучались на токарей, слесарей, контролеров. Ученики даже получали зарплату. Надо ли  говорить, что проблема проф-ориентации старшеклассников была решена».

В том, что трудовые знания и навыки пригодятся мальчишкам, учитель не сомневается: «Это нужно не только для того, чтобы потом что-то дома распилить, починить. У мальчишек воспитывается дисциплина труда, развиваются физические и умственные способности, а главное — формируется особое, мужское, мироощущение».

Долгая дорога к станку

В городе есть учебное заведение, где вообще не оборудованы мастерские для уроков технологии. Это кадетская школа-интернат №2. За своей долей машинного труда кадеты 7-8 классов, мальчики и девочки, ездят из Заволжья на другой конец города — в УПК на ул. Ухтомского. Здесь станки и швейные машинки пусть и не новые, но все в исправном состоянии. Средний возраст ученических средств труда — 20-30 лет.

Отчаянно несовременный вид и функционал этих железных динозавров — это лишь видимая часть айсберга. На самом деле проблема серьезней. Помимо кадетов, в мастерских меж-школьного учебного комбината занимаются ребята со всего города — 9-классники в рамках предпрофильной подготовки.

В этом учебном году здесь открыты четыре группы по курсам на выбор «Основы слесарного дела» или «Основы токарного дела». Лет 15-20 назад их было гораздо больше.

Среди 10- и 11-классников желающих приобщиться к машинному труду в этом году не нашлось вовсе. Интерес к рабочим специальностям угасает день за днем.  «Лучше я пойду в менеджеры, чем к станку» — типичная позиция выпускника.

«Школьники вообще мало представляют современный производственный процесс, что такое современные станки с ЧПУ, для большинства из них заводы остаются неведомой зоной за колючей проволокой, а значит, — малопривлекательной. Отсюда и дефицит рабочих кадров, несмотря на вакансии и достойный заработок, — считает директор УПК Татьяна Левченко, — а это уже проблема всего российского рынка труда».

Возможно, модернизация школьных мастерских, о которой задумались в департаменте образования, постепенно изменит в ситуацию в отдельно взятом Рыбинске, рабочие профессии постепенно станут актуальны. Для промышленного города это не роскошь, а единственный путь развития.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме