новости 14 марта 2012

Взгляд потребительский НП «Росизол»: как сэкономить на услугах ЖКХ

В конце прошлого года на пресс-конференции «Мифы и реальность в вопросах энергосбережения. Как реально сэкономить на услугах ЖКХ», организованной НП «Росизол», впервые были озвучены данные исследования, которые показали: потребители имеют слабое представление о реальных способах экономии энергии. Исполнительный директор НП «Росизол» Александр Фадеев рассказал об активном сотрудничестве производителей теплоизоляционных материалов из минеральной ваты с государством в вопросах энергосбережения и информирования населения. Александр Фадеев выступил с докладом, посвященным решениям в области экономии энергии в сфере ЖКХ, и выразил обеспокоенность тем, что проекты строительства домов по энергосберегающим технологиям пока единичны.

Владельцы квартир и домов хотят, но не знают, как сократить расходы на оплату услуг ЖКХ — таковы результаты исследования Фонда Общественного Мнения, озвученные Инной Ивановой, представителем ФОМ. Исследование посвящено мнению потребителей и выполнено по заказу «Росизол». В результате опроса выяснилось, что 39% населения не знают, как сократить расходы на отопление. Самыми популярными ответами стали «установить счетчики» (17%) и «снизить тарифы» (13%). В среднем затраты населения на различные энергетические нужды по стране составили 2943 руб. в месяц. Основная часть трат на коммунальные платежи идет на отопление — около 40-50%.

Свести энергопотери к необходимому минимуму может лишь комплексный подход к теплоизоляции, основанный на рациональном использовании утеплителей, за счет которых достигается низкое потребление тепловой энергии, что влечет за собой экономическую выгоду (сокращаются расходы на энергию и плата за них).

«Владельцы частных домов говорят о том, что заниматься теплоизоляцией перед началом строительства намного дешевле и более рационально, нежели в процессе», — подчеркнула Инна Иванова. Респонденты, которые утеплили дом минеральной ватой, отметили, что в результате применения правильной теплоизоляции существенно сокращаются расходы на отопление, а в доме становится комфортнее.

Александр Фадеев, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Росизол», которое объединяет производителей минеральной изоляции, имеющих предприятия на территории РФ, рассказал о том, что в рамках закона об энергосбережении разрабатываются требования к энергоэффективности зданий, которые должны соблюдать застройщики и знать потребители. Каждый застройщик будет обязан уведомить потребителя о том, какого класса дом и сколько он потребляет энергии.

Сейчас вопрос энергосбережения стоит в России крайне остро — по прогнозам Всемирного энергетического агентства, к 2030 году Россия может столкнуться с реальным дефицитом ресурсов. Известно, что на сектор ЖКХ приходится 40% вырабатываемой тепло- и электроэнергии. Дефицит энергоресурсов означает для населения огромный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Уже сейчас темпы роста тарифов выше уровня инфляции: если прогнозируемый уровень инфляции на этот год меньше 7%, то рост стоимости услуг ЖКХ составит, по разным оценкам, от 11 до 15%. С 2001 по 2011 год стоимость тепловой энергии для потребителей увеличилась в 10 раз, горячей воды — примерно в 13,5 раз.

«От 40% до 45% энергии, по разным данным, тратится на отопление — это огромные цифры. Тем не менее, наиболее широко распространенный и обсуждаемый способ экономии сегодня в России — лампочки. Без комплексного подхода к реформированию всей структуры жилищно-коммунального комплекса, который включает в себя доставку энергии и контроль за ее расходованием, вряд ли что-то получится», — отметил исполнительный директор «Росизол». Александр Фадеев подчеркнул, что сегодня строительство и реконструкция домов по энергосберегающим технологиям движется медленно — это единичные проекты, но никак не массовые. Повышение класса энергоэффективности с С до В обойдется 1000-1200 руб. за кв. м — лишь на 3% дороже.

Программы реформирования ЖКХ предусматривают софинансирование мероприятий по энергосбережению, связанных с обновлением жилого фонда. Но действительно серьезного заказа на утепление домов в России нет. Тогда как, например, в Европе с 2018 года все общественные здания должны обладать уровнем энергопотребления, близким к «0».

«Есть еще много других способов, где мы можем сэкономить энергию, но теплоизоляция — самый очевидный. Гораздо дешевле предусмотреть в проекте энергосберегающее решение сразу, чем потом утеплять существующие здания. Министерством регионального развития поставлена задача: к 2020 году выйти на строительство 140 млн кв. м жилья в год. Чтобы обеспечить такое количество жилья энергией, потребуется возведение нескольких новых электростанций. Мы же считаем, что возможно существенно снизить расходы энергии за счет внедрения энергосберегающих технологий и использования качественной теплоизоляции, что и должно являться основным источником необходимой энергии. Есть проекты, где энергопотребление в три раза ниже, чем в домах, не утепленных минеральной ватой. Специалистов по энергосбережению мало и в основном они работают в коммерческих структурах. Именно поэтому задачей становится информирование органов власти. Мы ведем этот диалог постоянно, иногда нас слышат», — заявил Александр Фадеев.

Мероприятие началось с небольшого эксперимента. В три одинаковых стакана налили только что вскипяченной воды. Один стакан стеклянный без покрытий, другой покрашен жидкокерамической или так называемой «нанокраской», а третий завернут в слой минеральной ваты. По окончании пресс-конференции с помощью лабораторного термометра была измерена температура во всех трех стаканах. Эксперимент развеял миф о теплоизоляционных свойствах краски. Температура воды в стакане, покрытом жидкокерамическим покрытием, оказалась на градус выше, чем в прозрачном стакане с водой — 43 градуса. Тогда как температура в стакане, утепленном минеральной ватой, составила 65 градусов.

Со стороны журналистов было много вопросов о европейском опыте строительства энергоэффективных домов и о финансировании этих проектов. Александр Фадеев рассказал, что в Европе домам присвоены соответствующие классы энергоэффективности, каждый житель знает, каков расход энергии в приобретаемой квартире или доме и сколько ему придется платить. На Западе также используются энергосервисные контракты — утепление дома производится за счет компании-производителя. В течение определенного времени, например десяти лет, жители продолжают платить за услуги ЖКХ по старым расценкам, но живут в совершенно новых комфортных условиях. По истечении этого периода, когда расходы окупились, жители начинают платить меньше.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме