В один переплет собрали полсотни старинных пряничных досок — такой необычный художественный альбом готовится к выпуску в издательстве «Оффицина». Он начинает серию книг, посвященных этномиру русского народа.
Подготовка макета альбома прошла на одном дыхании, так как материал благодатный, признается руководитель «Оффицины» Алексей Алексашин. В прошлом году в музее-заповеднике работала выставка пряничных досок 18-начала 20 веков «История со вкусом», подготовленная Еленой Лебедевой. В основу издания как раз и вошла ее научная работа, а также сама музейная коллекция из 53 деревянных печатных форм-пряниц, которая считается одной из самых богатых в России. «Народным промыслам в последнее время уделяется повышенное внимание. Совсем недавно позабытые, сегодня они на волне всеобщей популярности. Их изучают, ими интересуются, их возрождают, стараются вдохнуть в них новую жизнь», — издатель знает, о чем говорит. Недавно «Оффицина» получила диплом VIII Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая родина» за подготовку и выпуск художественного альбома «Вологодские кружева» — другого яркого северного промысла.
Пряничные доски — возможно, не менее звучное открытие. Ведь в старину пряники сопровождали русского человека на протяжении всей жизни: свадебные, новогодние, пасхальные, ярмарочные. С резными теремами и добродушными львами, рыбами и «райскими кущами», всевозможными орнаментами и надписями… Пряник был непременным угощением и за царским столом.
Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший на Руси в 17 веке, записал в своем дневнике: «…позабавившись охотой, угощал нас царь (Михаил Федорович) пряниками, астраханским виноградом и вишневым вареньем». Народные любимцы — пряники — то вырастали до невероятных размеров, что приходилось возить на двух санях, то украшались золотом. Их пекли повсеместно по всей России.
Но особенно славились тульские, городецкие и вяземские. Не зря Пушкин в переписке с Петром Вяземским дружески зовет его «мой пряник». Пряничные заведения существовали и в Ярославле, Пошехонье, Рыбинске. По статистике Ярославской губернии за 1863 год, в нашем городе насчитывалось до 20 пряничников.
«Мне как издателю эта тема интересна вдвойне, поскольку изготовление пряника сродни процессу книгопечатания, — продолжает Алексей. — Есть форма — доска-пряница с вырезанными в ней узорами и есть тираж — сами пряники». Причем «тираж» этот мог быть под стать массовым — дорогостоящие доски до пятнадцати рублей серебром (!) очень берегли, передавали из поколения в поколение. Может, вслед за «Рыбинскими рыбами» в «Оффицине» подарят городу новый самобытный бренд — и начнут резать эксклюзивные рыбинские доски для истинно русского лакомства? «Как вариант», — не отрицают в мастерской. Но вначале все-таки должно быть слово, печатное и теплое, как свежий пряник.
Добротный альбом, посвященный «вкусной» трендовой теме, должен работать на презентацию Рыбинска. «Есть намерение распространять его в московских галереях искусств, в частности на Винзаводе», — рисует планы Алексашин. А там, глядишь, «История со вкусом» и до выставки столичной дорастет.