Темы 11 апреля 2012

Наталья Святова: «Работа следователя далека от киношной»

Герои «Каменской» и «Ментов» не сходят с телеэкранов. Перестрелки, погони, изощренные преступления, виртуозные разоблачения, постоянный риск — такой представляется нам воспетая в детективных романах и кинофильмах работа следователя. А вот капитан юстиции, следователь следственного управления МУ МВД России по Рыбинску Наталья Святова утверждает, что на самом деле все прозаичнее.

Я — женщина, а это значит…

Удивленно изогнутая бровь, лукавый прищур голубых глаз, милые веснушки — такой предстала передо мной капитан юстиции и красивая молодая женщина Наталья Святова. За 9 лет работы следователем она не убила в себе романтичную и хрупкую натуру, радующуюся весенней капели, не растеряла женственности и не деформировалась как личность.

Профессию следователя можно было бы назвать мужской. Ночные дежурства, допросы «уголовных элементов», очные ставки… Она требует физической выносливости, мужского склада ума, логического мышления. Но как ни парадоксально, подавляющее большинство в следственном управлении представительницы слабого пола. Как и другие сотрудники полиции, они умеют быстро бегать, метко стрелять и знакомы с приемами самообороны.

Кропотливая работа

Прийти в профессию следователя может любой человек с юридическим образованием, а вот проработать долгие годы сможет не каждый — приходится постоянно сталкиваться с человеческим горем, отсутствием личного времени, напряженной ситуацией в семье. Немногие выдерживают этот марафон и часто сходят с дистанции еще на первых этапах. А вот Наталья осталась, прикипела душой к коллективу и делу, которому служит. Как бы ни было трудно, ее удерживает ощущение нужности и живой интерес к работе.

«Рабочий день у нас не нормирован. А если ты новичок — вообще забудешь, что такое свободное время. Криминальный мир работает по своей схеме. Преступления происходят и ночью, и в праздники, и в морозы, и в дождь. И никто тебя не спросит — хочешь ты ехать на место преступления или нет. Нужно полностью погрузиться в работу. Единственный выход — научиться планировать рабочее время и постоянно учиться у коллег. Без коллектива, взаимопомощи работать в следствии просто невозможно», — рассказывает Наталья.

Суть работы следователя — квалификация преступления, его раскрытие и доказательство вины преступника. Все начинается с осмотра места происшествия. Отсюда тянутся все «завязки». Уже на этом этапе можно определить свидетелей, личность преступника, его мотивы. Нужно грамотно все запротоколировать.

Составить точный протокол — целая наука! Приходится описывать каждую мелочь: где, что, как лежало, откуда и как эксперт-криминалист взял ту или иную вещь и т. д. Далее нужно определить круг подозреваемых лиц, выдвинуть  различные версии. Их проверкой занимаются сотрудники уголовного розыска. Вся добытая ими информация стекается к следователю. Он должен ее проанализировать, вычислить преступника и юридически грамотно оформить все документы дела. Следователь не бегает с пистолетом и не участвует в задержании. Его стезя — это допрос, кропотливая работа с документами, координация всех действий оперативных сотрудников.

С утра — оперативка, потом — допросы свидетелей, потерпевших и другие следственные действия. Под вечер в тиши кабинета Наталья обдумывает собранные показания, печатает обвинительное заключение.
И так каждый день вот уже 9 лет.

«Поскольку каждый следователь ведет сразу несколько дел — работать приходится в режиме «пожарной команды». Каждый день не похож на предыдущий. Поэтому не скучно. Порой ужасно устаешь и физически, и психически, но когда случаются выходные, отпуск, остро чувствуешь, что работы не хватает, — признается она. — И хотя работа у нас бумажная, просто так перекладывать бумажки в офисе мне было бы неинтересно, хочется приносить пользу». Слова благодарности от людей, которым ей удается вернуть похищенное, греют душу.

Разговор по душам

За эти годы Наталья расследовала сотни эпизодов, соединенных в десятки уголовных дел. Ее отдел специализируется на имущественных преступлениях: кражах, угонах автомобилей, а также преступлениях несовершеннолетних. Каждое дело индивидуально. То, что на первый взгляд не представляет трудности, может впоследствии обрасти таким количеством подробностей, что бывает тяжело разобраться, а проблемные дела подчас разрешаются, когда этого уже совсем не ждешь. Очень помогают следствию различные экспертизы: дактилоскопическая, баллистическая и трасологическая (экспертиза следов шин, обуви).

Чтобы найти общий язык с потерпевшими, подозреваемыми, свидетелями, следователь должен хорошо разбираться в людях, быть умелым психологом. Допрос — один из основных методов его работы. Есть и другие, например, очные ставки, когда свидетелей сводят лицом к лицу, следственные эксперименты, когда на месте происшествия воссоздается полная картина преступления. Эта профессия для тех, кто не вздрагивает при виде трупа и умеет вести жесткий разговор с «уголовными элементами». «Главное — не поддаваться на провокации, попытки оскорбить, помнить: ты при погонах и не можешь спускаться на их уровень. Лучше поговорить по душам, чем пугать, — делится секретом Наталья. — Надо стараться быть беспристрастным, но равнодушия к чужой беде точно не должно быть».

«Вор должен сидеть в тюрьме»

Картины, икон и другие предметы антиквариата сейчас воруют редко. Современные воры предпочитают изделия из цветного металла и сотовые телефоны. Сотрудники отдела, где трудится следователь Святова, буквально завалены такими делами. В них часто фигурируют неработающие граждане и подростки.

Несколько лет назад Наталья расследовала разбойное нападение на несовершеннолетнего подростка. Мальчик 13 лет гулял в районе СК «Полет» со своим 9-летним другом, когда к ним подошел 15-летний подросток и, схватив за куртку того, что постарше, потащил в кусты. Приставив нож к горлу, потребовал отдать ему телефон. Мальчишка испугался и отдал. Прикарманив телефон, злоумышленник стал им пользоваться и был обнаружен. Но самого факта наличия у него телефона было недостаточно для привлечения его к уголовной ответственности.

В следствии возникла заминка: подозреваемый признавал себя виновным в грабеже, но категорически отрицал разбой.

«Ситуация была практически тупиковая. Подозреваемый говорил, что ножа не было, пострадавший настаивал, что он был, а третий юноша ничего не видел, потому что убежал, — раскрывает Наталья подробности. — Не доверять можно было показаниям обоих. У каждого была необходимость преувеличить или преуменьшить степень опасности». При обыске у подозреваемого нашли нож, он пояснил, что не брал его с летнего похода. Вот тут Наталье удалось подловить его на лжи. Летний поход действительно был, но годом раньше. Когда нож в числе других предъявили потерпевшему, он его опознал.

Если подростки зачастую не отдают отчета своим поступкам, действуют импульсивно, то кражи, совершаемые взрослыми людьми, поражают холодным расчетом и цинизмом. Особенно в отношении пожилых людей. Сейчас в отделе  расследуется несколько уголовных дел против сотрудников фирмы, занимавшихся распространением миостимуляторов.

Своих клиентов они находили исключительно среди пожилых людей. Устраивали в подъезде презентации, расписывали в красках чудодейственные свойства товара, а увидев интерес, всеми правдами и неправдами напрашивались в квартиру. Затем разговор продолжался на кухне, где пенсионерам вновь презентовали товар. Как только одна из старушек «созревала» и обозначала, что деньги лежат в стенке в соседней комнате, ее просили ответить на какие-то вопросы анкеты.

Пока одна из молодых женщин отвлекала, другая забирала все деньги, прихватив золотые украшения. К другому пенсионеру, купившему товар, сотрудники фирмы заявились спустя месяц. Девушка приятной внешности, присев на кровать, поинтересовалась его здоровьем. Дед за разговором и не заметил, что она все ближе пододвигалась к подушке, под которой он хранил сбережения. После визита они пропали. Потом пенсионер вспомнил, что, покупая, брал оттуда деньги, «засветив» место.

Семья — надежный тыл

Очень непросто, переступив порог дома, отключиться от того, чем занималась весь день: вороха бумаг, обстоятельств дела, показаний, выдвинутых версий… Но она старается разделять работу и дом, предпочитая задержаться, чтобы что-то доделать и додумать, чем нести этот груз с собой в семью.

«Постоянно 24 часа в сутки «вариться» в профессии нельзя, это и на работу хорошо не повлияет, и близкие не поймут. Лучше в выходной день переключиться на домашние дела, сходить в кино, театр, да туфли себе новые купить, чтобы потом со свежими силами работать», — считает Наталья.

Дороже всего для нее хорошая книга. Одна тянет за собой другую. Как настоящий ценитель молодая женщина то погружается в 19-й век французской литературы, то перечитывает английскую классическую. Современные детективы не любит.

Все свободное время она проводит с семьей: мужем Андреем, пенсионером МВД, и 3-летней дочкой Настей. Ей повезло, что близкие не только понимают сложности ее работы, гордятся, поддерживают, но и помогают словом и делом.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме