О большой популярности «национального стиля» в начале ХХ века может свидетельствовать тот факт, что именно в традициях этого направления в провинции нередко старались выполнить постройки, призванные играть роль символов того или иного города или даже целого региона. В Рыбинске такую роль приняло на себя здание новой хлебной биржи, сооруженное в 1912 году по проекту известного столичного архитектора А.В. Иванова.
Александр Иванов (1845-1917) — академик архитектуры, председатель Московского архитектурного общества, действительный член Императорской академии художеств. В 1911 — 1915 годах архитектор Московского дворцового управления. Александр Васильевич — автор многих московских особняков, доходных домов, церквей и представительного здания ломбарда.
Среди его наиболее значительных работ здание Страхового общества «Россия» на Лубянской пл., 2 (1899), до неузнаваемости перестроенное в советское время под известное здание КГБ («Лубянка»), гостиницы «Националь» и «Новомосковская», торговые дома В. Морозова и А. Гуськова. Если доходный жилой комплекс в районе Красных ворот (1914) явился последней работой Александра Васильевича, то его предпоследним творением стало здание новой хлебной биржи в Рыбинске, сооруженное в «русском» стиле и торжественно открытое 2/15 октября 1912 года.
Это здание, эффектно размещенное на высоком берегу Волги, в историческом центре города, выразительное по характеру композиционного решения и высокохудожественной отделки фасадов, уже ровно сто лет радует взоры рыбинцев и многочисленных гостей города. В октябре Рыбинск отметит 100-летний юбилей самого красивого здания, ставшего единственным в городе представителем дореволюционного «национального романтизма».
Выразительность архитектурно-пластической композиции ансамбля Красной площади была усилена, с одной стороны, — богатым набором элементов художественного синтеза, представленного на фасадах новой хлебной биржи, с другой, — гармоничным сочетанием художественного образа, композиции и пластики, нашедших воплощение в величественном памятнике императору Александру II.
Сегодня с сожалением можно отметить лишь то, что наследники «золотого фонда» выдающихся памятников Рыбинска оказались, мягко говоря, не на высоте. Следует обратить внимание и на то, что беззаботному пребыванию на иждивении у прошлого все-таки, рано или поздно, приходит конец.
Казалось бы, сделанное на века, но лишенное в течение многих десятилетий систематического ухода и поддержки (в настоящее время здание находится в зоне ответственности областного управления культуры), великолепное художественно- декоративное убранство хлебной биржи стало буквально на наших глазах осыпаться и терять свой прежний привлекательный вид. В очень плохое состояние пришла плиточная облицовка угловых башенок на кровле биржевого зала, на которых под угрозой разрушения оказались и полихромные изразцовые вставки.
К тому же из четырех наверший угловых башенок сохранилось лишь одно. Оно послужит моделью, с которой можно снять форму. Из-за отсутствия центрального звена, примыкающего к флагштоку, понесла утраты изящная линия абриса декоративного «гребешка» из просечного металла, венчающая конек биржевого зала. Требует реставрации ряд фигурных «сухариков» на карнизе здания. Необходимо воссоздать утраченные фрагменты профиля горизонтальной тяги, идущей по обрезу гранитного цоколя.
Также требуется провести работы по покраске структурных элементов фасада биржи — горизонтальных тяг, поребриков, карнизов и оконных наличников.
Хочется надеяться, что работы по приведению в должный вид и восстановлению прежнего облика хлебной биржи будут продолжены областными властями в текущем году, а зафиксированные недостатки ликвидируют к грядущему в октябре её 100-летнему юбилею.
Город — это всегда диалог прошлого и настоящего. Сегодня хлебная биржа — городской музей, хранитель историко-культурных ценностей Рыбинска и Ярославского края. Если госпожа Фортуна улыбнется нашему дорогому юбиляру, то он, помолодевший и восхитительно элегантный, с радостью распахнет свои двери и примет на праздничный вечер всех, для кого значимы и важны такие понятия, как культурное наследие, история Отечества и Рыбинска.
В.Г. Семенов, член Союза архитекторов России
P.S. И хотя утрата элементов на главном здании музея вызывает печаль и сожаление, не меньше беспокоит и расположенное по соседству старое здание музея — бывший Мучной двор. Памятник архитектуры стал настоящим бельмом на фоне обновляющегося исторического квартала.