Необходимость оплачивать общедомовые нужды для некоторых наших граждан оборачивается неприятными сюрпризами. На данный момент больше всего нареканий возникает по оплате за электроэнергию, питающую лампочки в подъездах, лифты, насосные, а также наружное освещение жилых домов.
В соответствии с действующими правилами оказания коммунальных услуг после того, как в доме появляется общедомовой прибор учета электроэнергии, собственникам и нанимателям муниципального жилья приходят квитанции по оплате за «коммуналку» с выделенной строкой ОДН. Мало того, что многих новые суммы повергают в шок, некоторым приходится платить, фигурально выражаясь, и за себя, и за того парня, как это произошло в доме №20 по улице Рокоссовского. В многоэтажке, где часть подъездов оборудована лифтами, а в других оных не имеется, жители до последних пор платили за ОДН на равных с жильцами подъездов с лифтами. Сейчас эта ситуация в стадии решения управляющей компанией и ЯСК. Но, как выяснилось, подобный случай не единичен.
Несправедливостью посчитал житель одного из домов по улице Баррикадной свою обязанность платить за пресловутый подъемник: мужчина живет на первом этаже и, как он утверждает, лифтом не пользуется и платить не хочет. Но в соответствии с правилами содержания общего имущества дома — лифт относится к общедомовому имуществу и траты на его содержание несут все собственники вне зависимости от этажности.
С такого рода жалобами люди последнее время стали активно обращаться в отдел по защите прав потребителей администрации города. Больше всего рыбинцев возмущает тот факт, что суммы за ОДН (напомним, что сейчас расчет идет только в отношении электроэнергии) иногда зашкаливают, а также то, что их никто заранее не предупреждает о том, на какую сумму у них вырастет «коммуналка».
Справедливости ради
«Обязанность установить и содержать общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов закреплена за собственниками помещений многоквартирных жилых домов Жилищным кодексом и правилами содержания общего имущества многоквартирного дома. Это неоспоримо. Как только прибор будет установлен, счета за пользование ресурсами в общих местах, будут выставляться в следующем за отчетным периоде. Расчет этих плат производится по довольно непростой формуле, результат сводится к одному — чем больше платишь за электроэнергию у себя в квартире, тем пропорционально большая доля должна будет оплачена за ОДН», — комментирует начальник отдела по защите прав потребителей Светлана Пушкина.
Существует и другой вариант распределения платы за ОДН по электроснабжению — по количеству зарегистрированных в жилом помещении. Если в квартире проживает семья из пяти человек, то они и лифтом пользуются намного чаще, и по освещенному подъезду больше ходят. Хотя справедливости ради отметим, лампочке в подъезде все равно — для одного человека светить или для двадцати, и от количества народа она меньше или больше электроэнергии потреблять не будет.
«Назвать существующую схему начисления платежей стопроцентно справедливой нельзя. Слишком много нюансов упущено из виду. К примеру, в расчет может приниматься количество прописанных в конкретной квартире. Но возникает вопрос — насколько эти данные соответствуют реальному положению дел. Ведь быть зарегистрированным не означает фактически проживать в данном месте. Поэтому законодательство предоставило собственникам помещений право самим выбирать способ начисления ОДН, — рассказывает Светлана Михайловна, и продолжает: — От управляющих компаний зачастую слышишь только одно: «Собственники должны содержать», «Собственники должны оплатить». Естественно, что у людей возникает вопрос «За что?». Все бы ничего, но когда платежи за электроэнергию в местах общего пользования превышают платежи за потребление электроэнергии в квартире, возникает вопрос, откуда берутся такие цифры. Практически в каждой квартире работает холодильник, телевизор, стиральная машина, другая бытовая техника, а в местах общего пользования — сиротливая лампочка в подъезде и лифт, который круглосуточно между этажами не курсирует, ну и, может быть, насосная. Маловероятно, что затраты электроэнергии сопоставимы.
Управляющие компании забывают и о своей обязанности не реже чем один раз в год разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Предупрежден — значит?
Правила содержания общего имущества дома, правила оказания коммунальных услуг обязывают компании, осуществляющие управление многоквартирными домами, предоставлять собственникам помещений полную и достоверную информацию о своих услугах. Этот порядок, по мнению С.М. Пушкиной, нередко нарушается.
Управляющие компании забывают довести до собственников информацию об оснащении дома общедомовыми приборами учета и о необходимости оплачивать общедомовые нужды по новым правилам. Между тем в правилах содержания общего имущества многоквартирных домов есть один немаловажный пункт, который дословно звучит так: «Информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам, если иной срок не установлен договором». Более того, в Министерстве энергетики РФ разработали примерную форму извещения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. Эта информация должна быть доведена до сведения тех потребителей, с которыми меняются отношения по индивидуальным и общедомовым счетчикам.
Расчет окончен
В соответствии с действующим законодательством информация управляющими организациями раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет.
Управляющая компания обязана сообщать по запросу потребителей — граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год, а также сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с действующим законодательством.
Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на один прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
«Обладая полной и достоверной информацией о работах и услугах управляющей организации, собственники помещений в многоквартирном доме могут активно влиять на ее деятельность, определяя через решения общих собраний планы на текущий и капитальный ремонты дома, принимая отчеты о сделанном и контролируя расходы управляющей организации. Общее собрание собственников вправе определить и дифференцированный подход к оплате ОДН за электроэнергию. Главное — жители должны осознать, что они имеют реальное право знать, на что тратятся их деньги, влиять на ход их расходования и принимать решения о необходимости таких трат. Они должны стать собственниками де-факто», — резюмировала Светлана Пушкина.