Главное отличие нового документа в том, что он станет персонифицированным — помимо штрих-кода, на пластиковой карте появятся персональные данные граждан: фамилия, имя, отчество, дата рождения, а также фото.
Подоплека корректировки сложившейся системы льготной оплаты за проезд пенсионерами и инвалидами объясняется просто. Имеются данные, что по льготным электронным проездным ездят не только их владельцы, но зачастую и посторонние лица, к примеру, родственники.
Конечно, гражданин должен предъявлять вместе с проездным и документ, удостоверяющий личность, но брать с собой в поездки паспорт многие не рискуют, а в пенсионных удостоверениях фото владельца не предусмотрено. Вот и получается, что контролировать, кто пользуется льготным проездным, проблематично.
Между тем согласно постановлению областного правительства лимит льготного проездного в месяц составляет 42 поездки. Однако на самом деле за 2011 год в среднем в месяц льготники ездили почти вдвое больше. Такая арифметика доставляет немалые проблемы транспортникам.
Как рассказал заместитель директора департамента ЖКХ, транспорта и связи Владимир Жарковский: «Из-за такой разницы наши перевозчики несут громадные убытки. Так, выпадающие доходы МУП «ПАТП-1» в прошлом году составили 23 миллиона рублей, примерно столько недосчиталось и троллейбусное управление. Убытки транспортных предприятий города за первый квартал текущего года уже составили 4 миллиона рублей соответственно. Дальше мириться с такой ситуацией нельзя.
Введение персонифицированного проездного позволит выявить действительное количество поездок. Если оно окажется выше заложенных областью нормативов, то можно будет более жестко поставить вопрос о компенсации выпадающих доходов транспортных предприятий. Или пойти другим путем — ввести ограничение на количество поездок, исчерпав которое проездной становится недействительным.
Кстати, опыт работы инвесторов, осуществляющих внедрение электронных проездных карт в других городах, показывает, что после введения персонифицированного учета число поездок резко уменьшается, поскольку отсекается возможность использования льготного документа посторонними лицами.
Внедрение электронного персонифицированного проездного для льготников преследует еще одну цель — подготовить граждан к переходу на единую социальную карту, в которой будет и транспортное приложение. Но это событие в массовом порядке произойдет не ранее следующего года. А пока граждан больше всего интересует, как получить новый документ.
«15 тысяч карточек у нас уже есть, всего заказано 25 тысяч. Этого количества должно хватить, чтобы обеспечить ими всех желающих. Смена и выдача электронных карт для инвалидов и пенсионеров будет бесплатной. Гражданам, пользующимся льготами по оплате проезда, необходимо будет написать заявление, тем самым дав согласие на использование персональных данных (ФИО, даты рождения). Первоначально заявления будут принимать в МУП «ИРЦ» (улица Стоялая, 19). Здесь граждан и сфотографируют на новый документ. Карточка будет изготавливаться в течение двух недель».
Впоследствии оформление карт еще более упростится — это можно будет сделать в любом из одиннадцати расчетно-кассовых пунктов МУП «ИРЦ». С понедельника в них начнется установка специального оборудования, позволяющего не только делать фотоснимки, но и заносить на карту необходимые сведения о человеке и оплаченную сумму. До 30 апреля все РКП должны быть укомплектованы. Зачисление денежных средств на электронную транспортную карту, как и прежде, будет осуществляться здесь же.
«Новая карта начнет действовать с момента выдачи — по ней без проблем можно будет ездить в общественном транспорте. Полный переход наступит с 1 июля. До этого срока старые электронные проездные будут действовать, но гражданам советую поторопиться с заменой — после названной даты воспользоваться ими не удастся», — предупредил Владимир Владимирович.
Сейчас рассматривается вопрос о введении электронного проездного билета для школьников, студентов, многодетных матерей и других льготных категорий граждан.