Рыбинск в народе называют городом таксистов. То, что этот бизнес здесь весьма популярен, становится особенно заметно с наступлением темноты, когда основной поток машин уже схлынул: автомобили с шашечками попадаются буквально на каждом шагу. «Поймать» или вызвать такси проблемы не составляет. На сегодня в городе дают рекламу порядка 20 организаций, занимающихся частными перевозками, но разрешение на коммерческую деятельность имеют 350 автомобилей. Как говорят специалисты, к этому числу можно смело прибавлять еще столько же «нелегалов». В итоге получается интересная статистика: одно такси приходится на 300 горожан. А это очень много
Хочешь «таксовать» — делай это по закону
Навести порядок в этом бизнесе власти пытаются уже давно с помощью введения новых правил. Так, с апреля этого года вступили в силу основные положения по допуску таких транспортных средств к эксплуатации. Согласно новым предписаниям, легковое такси должно быть оборудовано таксометром (прибор для определения стоимости проезда), иметь на кузове шашечки, а на крыше — опознавательный фонарь такси. Подтверждать все эти атрибуты должно специальное разрешение, которое отныне таксисту необходимо предъявлять для проверки вместе с остальными документами. Штрафы за нарушение объявлены достаточно жесткие. За незаконно установленный фонарь или цветографическую схему (в народе — «шашечки») водителя накажут на 3000 рублей. Маскироваться «под такси» тоже обойдется дорого: за коммерческую деятельность без разрешения теперь полагается штраф на водителя 5000 рублей. Но даже сейчас работать по новым правилам готовы не все.
Юрий Батырев, начальник Рыбинского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области, комментирует:
— Мы устроили на днях проверку. И получилась интересная картина по исполнению закона. К примеру, мы проверяли таксистов утром. В это время были и фонари, и шашечки. Но к вечеру опознавательных фонарей на крышах уже не было, как не было ни одной цветографической схемы. Уже все поснимали. Почему они не делают все сразу и законно? Потому как многие не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Утром он — таксист, а вечером — сам по себе. Подобные проверки мы устраиваем примерно раз в неделю. Для этого есть специальный план, разработанный совместно с ГИБДД. 69-й закон должен быть исполнен, даже если для этого придется устраивать регулярные рейды по отлову «нелегалов» и тех, кто нарушает новые правила. В конечном итоге таксисты осознают нерентабельность такой деятельности.
Где «поймать» машину?
Впрочем, наводить порядок в таксомоторном бизнесе будут не только с помощью штрафов. В ближайшее время администрация города решит проблему, назревшую много лет назад. Все дело в том, что на сегодняшний день в Рыбинске нет ни одной специально оборудованной стоянки для такси. Автомобили «кучкуются» фактически где придется. И такое соседство нравится далеко не всем. Яркий пример: перекресток улицы Солнечной и проспекта Ленина. Иногда здесь можно увидеть до полутора десятков машин одновременно.
— Только представьте. Час ночи, люди уже давно спят, — жалуется местная жительница Светлана, — а с этой «стоянки» доносится музыка, смех, звук работающих моторов. Отдохнуть по-человечески невозможно. А уж сколько мусора скапливается после ночи, лучше не видеть.
Мусор и откровенное неуважение к местным жителям — это лишь одна сторона медали. Вторая — помеха уже для автовладельцев. Таксисты, организуя несанкционированные стоянки, порой мешают движению транспорта. Хороший пример: перекресток проспекта Ленина и ул. Кирова.
— Понятно, что стоянки такси здесь быть не должно, слишком мало места, — говорит Юрий Батырев. — Это самый центр города, движение здесь всегда достаточно оживленное, люди ставят свои машины. А здесь еще такая нагрузка в виде таксистов. Порой трудно разъехаться и двум автомобилям. Самое худшее, что каждое место уже кем-то буквально куплено. Частники и нелегалы будто поделили между собой город. У каждого есть свои «хлебные места», куда чужакам хода нет. Выражаясь на жаргоне — каждый из них имеет свою «крышу», которая в случае конфликта выдворит непрошеных гостей вон.
Таксомоторный бизнес должен стать более цивилизованным, это понимают все. И конкуренция должна быть среди таксистов здоровой, с борьбой за клиента, а не за место. В этом году перед городскими властями стоит серьезная задача: начало обустройства санкционированных стоянок. Планируется, что на них будут оборудованы заездные карманы, поставлены бордюры, дорожные знаки, мусорные урны, выполнена специальная разметка.
Располагаться муниципальные «парковки» будут, как правило, на привычных для горожан местах: на ул. Стоялой, на ул. Серова (пл. Жукова), на ул. Фурманова (детская поликлиника №1), на ул. Батова (автовокзал), а также на ул. Ворошилова (троллейбусное кольцо). На эти цели из городского бюджета будет выделен 1 млн. рублей, сейчас происходит выбор подрядчика.
В администрации говорят, это выгодная альтернатива для таксистов, поскольку несанкционированные стоянки планируется ликвидировать в течение года. Всего по городу будет оборудовано 26 муниципальных стоянок.