Несмотря на проливной дождь и холод, тысячи рыбинцев вышли на улицы, чтобы поздравить ветеранов с праздником Победы и возложить цветы к мемориалу «Огонь Славы». Значит, жив еще дух патриотизма в народе!
Главными героями праздника стали ветераны и труженики тыла. Проливной дождь не сказался на их боевом настрое — в войну им приходилось мириться с гораздо большими неудобствами. Многие, несмотря на капризы погоды, пришли на праздник, чтобы встретиться с боевыми товарищами, вспомнить тех, кто пал смертью храбрых в роковые сороковые.
Незнакомые люди обменивались поздравлениями и дарили фронтовикам, труженикам тыла яркие весенние цветы. Над многочисленным людским морем сочно алели знамена Победы — символы беспримерного мужества русских солдат.
Праздник 9 Мая традиционно объединил и стар и млад. Об особой атмосфере народного единства, общей гордости за одну великую Победу говорили в этот день и с высоких трибун. Глава города Юрий Ласточкин, поздравив земляков с Днем Победы, отметил:
«Это главная Победа, которая у нас есть. Тысячи и тысячи людей отправились на фронт, многие из них не вернулись, оставшиеся ковали победу в тылу. Это день огромной радости и огромной скорби, день, который нас сегодня объединяет в единую нацию».
«В эти дни во всех церквях поминают тех, кто отдал жизни за други своя, — сказал в своем поздравлении епископ Рыбинский и Угличский Вениамин. — Сегодня среди нас участники войны, труженики тыла, и дай им Бог крепкого здоровья. Хочется пожелать, чтобы каждый был достоин наших предков, наших защитников. Давайте вместе служить нашему народу и Отечеству».
Праздничную канву Дня Победы с мелодиями песен военных лет «разрезала» минута молчания. Пульс метронома отсчитывал секунды, которые текли медленно, словно давая сотням людей возможность подумать о судьбах тех, кто почти семьдесят лет назад не вернулся назад, сложив головы на полях сражений.
Глазами отыскиваю в народной массе людей с медалями и орденами на груди, невольно подумалось: как же мало их осталось — наших дорогих ветеранов. Фронтовик Николай Петрович Михайлов с грустью рассказывает о том, что из его боевых друзей, с которыми он в свое время отправился на одну из самых кровопролитных войн в истории человечества, уже никого нет на этом свете.
Сам он назло годам старается не терять оптимизма — все самое страшное в его жизни осталось там, на войне. Праздник Победы для ветерана — особый день. «Главное, что жив остался. Это для меня самая дорогая награда», — рассказал мужчина. Он воевал в Прибалтике, на Курляндском полуострове.
Так называемый Курляндский котел кипел осенью 1944 года, когда западная часть Латвии оставалась под оккупацией германских войск (остатки группы армий «Север»), между двумя советскими фронтами. Вплоть до самой капитуляции Германии здесь велись ожесточенные бои. Сержант пулеметчик Михайлов в числе других советских воинов сдерживал 30-тысячную немецкую группировку. Получив ранение, он после госпиталя вновь вернулся в строй.
Павел Михайлович Гладких ушел на войну, когда ему еще не исполнилось 17 лет. Он также, начав рассказ о войне, первым делом сказал: «Хорошо, что уцелел».
Ветеран, имеющий медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и другие награды, рассказал, что воевать не боялся. Он и по сей день остался молод душой — состоит в Рыбинском совете ветеранов и занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи. «Хочу, чтобы молодое поколение хранило память о тех годах, чтобы связующая нить не прервалась. Это очень важно — такое не должно повториться».
Жительница Рыбинска Людмила Петровна Шестакова ежегодно участвует в городских праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы.
В 1941 году ее — маленькую девочку — из Новгорода угнали в плен. В горниле войны погибли самые дорогие и близкие для нее люди — три брата и отец. Советские воины освободили их из фашистского плена в 44-м. Для нее участие в праздничных мероприятиях — это дань памяти солдатам-освободителям.
Закадычные подруги Зоя Васильевна Кашина и Лидия Ниловна Политова радуются — столько цветов им подарили! Они обе блокадницы, одна жила в окруженном немцами Ленинграде, другая — в Кронштадте. В ту пору одной было десять лет, другой — пять. Ужасы того времени прочно врезались в детскую память. Лидия Ниловна, потерявшая в войну отца, вспоминает, что в Рыбинск они с мамой приехали обессиленные, чуть живые. Хвала рыбинским врачам — поставили на ноги.
У Зои Васильевны двое братьев и сестра умерли от голода. «Если бы наши пробили дорогу для эвакуации на несколько дней позже, то и меня бы не было», — рассказывает она. Болезни, холод и прочие тяготы жизни в оккупированном городе меркли по сравнению со страшным голодом, который испытывали все жители Ленинграда от мала до велика.
«Помню, над городом кружили немецкие самолеты, с которых вниз летели листовки с призывами сдаться, а также кульки с едой и игрушками. Наши солдаты строго-настрого запретили есть эти «дары». Скорее всего они были отравлены. Иногда блокаду в небе прорывали советские самолеты, с которых также сбрасывали продукты, но их часто обстреливали. Люди просто не знали, как спасаться от голода. Моя мать пустила на еду две свои овечьи шубы и сапоги — настригла кожу на полоски, как лапшу, и отваривала», — вспоминает Зоя Васильевна.
И с улыбкой рассказывает, как отметила окончание войны: «Мы с подругой купили по пачке сахара и маргарина и в один присест умяли. Наелись так, что даже плохо стало. А после отмены карточек мама купила сразу десять буханок хлеба! Нам это показалось настоящим богатством».
Ласково глядя на молоденьких девушек, подаривших им цветы, женщины поблагодарили их и в один голос пожелали: «Лишь бы не было войны!»