Темы 16 мая 2012 18:01

Домашнее волшебство

Каждый из нас хоть раз в жизни мечтал стать волшебником, чтобы всё-всё складывалось и получалось так, как хочется. Однако детская мечта слишком быстро растворилась в сером омуте взрослых будней. Правда, не у всех.

Жительницы Рыбинска Олисава сумела сохранить веру в чудеса и даже создает себе помощниц – маленьких куколок, которых наши далекие предки именовали обережными.

— Вы умеете творить чудеса, — Олисава не спрашивает, а уверенно говорит мне, будто хочет, чтобы я тоже поверила. И я начинаю верить, потому что в этой комнате, где на стенах висят ловцы снов и индейские мандалы, унизанные перьями и деревянными бусами, где пахнет травами и горят восковые свечи, невозможно не почувствовать себя чародеем. Но главное —  куклы из ярких ниток и лоскутков, они повсюду и, кажется, живут своей собственной кукольной жизнью, помогая во всем своей хозяйке, как в сказке про Василису и Бабу Ягу.

— Только представьте себе, в каком мире жили наши предки: у них не было ни мобильных телефонов, ни телевизоров, ни Интернета – вся жизнь сливалась в одно целое с циклами природы, подчинялась земледельческим законам, где календарные праздники становились пульсом, ритмом течения дней.

Формировалось особое мифологическое мироощущение, когда окружающее пространство воспринималось как живое, населенное добрыми и враждебными сущностями, а человек ощущал себя центром этого мироздания.

В таких координатах наши предки творили свое собственное домашнее волшебство, и каждый мог стать чародеем. Причем сберечь лад в доме, поправить здоровье, подружиться со счастьем-удачей  вовсе не считалось чудом, а куклы становились помощницами во всех делах.

Они были в каждом доме и создавались ко всем важным событиям, будь то новый урожай, уход зимы, свадьба или рождение ребенка. Какие-то из них сжигались как символ очищения, а иные, наоборот ставились на самое видное место, чтобы привлекать в дом хорошие события, или прятались в укромные местечки – подальше от чужого глаза.

Знаете, в одной семье могло находиться до трех сундуков с куклами – они бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Куклы были своеобразными ниточками, связующими настоящее с давно ушедшим, маленькими аккумуляторами родовой памяти, ведь их делали чаще всего из лоскутков старой одежды.

И человек мог взять в руки куклу, с любовью сделанную для него матерью, и прочитать по ней, как по книге, историю семьи: вот этот лоскуток красного льна – свадебная рубашка деда, а вот голубой в горошек ситец первого самостоятельно сшитого платья бабушки, а это кусочек пеленки, в которую заворачивали маленького отца.

—  Кукол делали только из лоскутков? Вообще были какие-то требования  по их созданию, общие принципы? — интересуюсь я, заметив, что ни у одной из кукол нет лица.

— Куколки бывали самые разные, не только из ткани, но  и из глины, соломы, льняных ниток, лыка, веточек, даже из золы. Техника изготовления тоже самая разнообразная: существовали куклы-столбушки, куклы-скрутки, куклы на крестовине, узелковые и набивные куклы, антропоморфные куклы, в которых скрупулезно соблюдались пропорции человеческого тела, и куклы, совсем не напоминающие людей.

При создании куклы была важна не техника (которая всегда предельно проста), а образ, который в данную куклу вкладывался. Обереги мастерили неспешно, обстоятельно, с любовью, максимально сосредотачиваясь на том, кому эта кукла предназначена, желая ему добра и счастья. Например, делает мастерица голову куколке, а про себя приговаривает: «светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью». Делает кукле грудь и вкладывает в неё образы счастливого материнства, достатка в семье, доброты владелицы.

Существовали и общие принципы. В процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок, потому что никто не хотел резать и колоть будущего хранителя и защитника. Нитки и ткань рвали руками, а детали куклы не сшивали, а связывали между собой, приматывая друг к дружке.

Нередко по краю оставалась бахрома, специалисты по народной символике предложили объяснение этого феномена: ровная структура тканевого плетенья отражает упорядоченность мира, а распущенная нитяная бахрома – вселенский хаос, поэтому в кукольном обереге должно присутствовать и то и другое, символизируя пограничность объекта, находящегося на стыке миров – реального и ирреального.

Требовалось также соблюдение цветового «дресс-кода» в одежде кукол – предпочтительнее было использовать два цвета: красный, символизирующий жизнь и плодородие, и белый, обозначающий чистоту, праведность, порядок. Если кукла являла собой зрелую женщину, то для её нарядов выбирали неброские, строгие тона, а для кукол-девушек создавали пестрые и весёлые платья.

В большинстве случаев кукол оставляли безликими, согласно поверью, такая кукла не сможет стать чьим-либо двойником-заместителем и, следовательно, никогда не причинит вред человеку. А ещё отсутствие прорисованных черт позволяет нам представить любую эмоцию у куклы.

И на самом деле, вглядевшись повнимательнее, я вдруг ясно увидела, что у каждой куклы своё «выражение лица»: вот эта – скорбная старушка, а эта – весёлая девочка, эта – строгая, а эта – светится любовью. Поистине велика была мудрость наших предков, предусмотревших даже это.

— И все такие разные… А сколько видов кукол существует, возможно ли их как-то классифицировать?

—  Видов кукол и правда много – насчитывается больше сотни кукол с самыми разными предназначениями, как календарно-обрядовых, так и семейно-бытовых.  На мой взгляд, наиболее удачной попыткой классификации является разделение их на продуцирующие, защитные и очистительные.

Продуцирующие куклы – это такие, как, к примеру, Десятиручка, делавшаяся в помощь хозяйке, чтобы все дела у неё спорились. Защитная – это кукла Рябинка из рябиновых палочек, которую ставили напротив входной двери, чтобы оберегала от всего темного и злого. Самый известный пример очистительной куклы – Масленица, которую сжигают в конце зимы, сжигая вместе с ней весь накопленный негатив.

— А продавать такие куклы можно? Или только дарить? – мне куклы казались уже почти одушевленными существами, поэтому даже задумалась, насколько корректен мой вопрос.

Олисава улыбнулась:

— Изначально куклы делались не для продажи, а для себя, для любимых и родных. Но если вы хотите продать её, то оценивать придется не с позиций затраченных средств и труда, а с точки зрения, насколько важна она для человека, сколько он готов за неё заплатить – стоимость пропорциональна вере человека в силу куклы.

Когда кукла обретет хозяина,  можно спросить у него, что ему в ней нравится, а что нет. По ответам можно судить о многом и даже помочь человеку найти внутреннюю проблему. Например, если он отметит, что ноги у куклы маловаты, это просигнализирует о недостатке движения в жизни человека.

— И всё же, эти куклы реально помогают?

— Представьте, что вы хотите похудеть, покупаете себе чудо-пульсатор на пояс, надеваете его, нарезаете себе кучу бутербродов и ложитесь на диван к телевизору ждать, когда же наступит похудение. Как вы думаете, похудеете ли вы? Также и с куколкой.

Всё, о чем вы мечтаете, может сбыться. И для этого достаточно спокойно работать в нужном направлении и попросить Вселенную вам помочь. Куколка, конечно, не единственный, но действенный способ для оказания такой помощи.

… Я попрощалась с Олисавой, уже окончательно поверив в чудеса, унесла с собой крошечную куколку с длинной косой и светлым названием  «Счастье». Она легко помещалась у меня на ладони, и это было очень символично, потому что с верой в чудо пришло понимание того, что счастье на самом деле в моих руках.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме