Подведены итоги областного этапа всероссийского конкурса «Учитель года». Учитель информатики школы № 44 Елена Лопатина достойно преодолела все этапы, обошла 20 опытных педагогов, вышла в финал конкурса, а по его итогам стала лауреатом.
Справиться с конкурсными испытаниями помогли поддержка коллег и учеников и безмерная любовь к своему предмету – информатике.
Из эссе призера конкурса «Учитель года России» Елены Лопатиной, учителя информатики школы №44:
«Неизгладимый след в душе оставила педагогическая практика в школе. Мои первые шаги по педагогической стерне. Я и не ждала гладкой асфальтированной дороги, но это была именно стерня, которую нужно поднимать, вспахивать, засаживать и культивировать».
…Вот так уже два десятка лет и вспахивает Елена Лопатина педагогическую ниву в родной 44-й школе. Она, как те покорители целины 50-60-х годов прошлого столетия, всегда впереди, не боится трудностей, каждый день взращивая зерна знаний в своих учениках.
— Елена Геннадьевна, почему вы выбрали педагогическую профессию?
— Я никогда не боялась пробовать себя в чем-то новом, проявлять активность и быть впереди. Еще в школе была и председателем совета отряда, и председателем совета дружины. В выпускных классах пришла в 44-ю школу. Именно здесь сделала свой окончательный выбор.
Значимую роль сыграла классный руководитель Валентина Наумова. Она говорила: «Ты, Лена, умеешь хорошо организовать коллектив, ты — лидер по натуре, тебе прямая дорога в педагогику!» Я послушалась и не пожалела о принятом решении. Кстати, с гордостью отмечаю, что четверо моих одноклассников стали учителями и до сих пор преданы выбранному много лет назад делу. Среди них и нынешний директор любимой 44-й школы Наталья Степанюк.
— Двадцать лет назад об информатике, компьютерах, наверное, мало кто слышал. Как вы решились вступить в совершенно незнакомую «реку»?
— Я очень любила математику, а когда поступала в вуз, в институте объявили первый набор по специальности «Учитель математики и информатики». Среди первых слушателей этого курса оказалась и я. Конечно, поначалу было непросто. Электронно-вычислительные машины были чем-то из рода фантастики.
В институте учились на одних машинах, когда пришла работать в школу, появились уже новые «электроники». Это сегодня, если чего-то не знаешь, можно нажать пару кнопок на компьютере, залезть в Интернет и получить любую информацию. А нам, первопроходцам, учителям информатики, приходилось до всего доходить самим.
— Как школьники того времени воспринимали новый предмет?
— Очень любили информатику, ведь для детей это было в новинку. Дома компьютеров ни у кого не было, и на уроках ребята с удовольствием вникали в тему. Помню, многие даже хотели стать программистами.
— А сейчас детям интересен этот предмет?
— Конечно, подход в преподавании сегодня совершенно другой. Мы проводили опрос и выяснили, что сейчас у единиц ребят нет дома компьютеров с выходом в Интернет. Поэтому главный упор при изучении программ на уроках делаем на то, чтобы полученные знания были полезны в будущем в работе и учебе.
Именно поэтому выбрала конкурсной темой «Деятельностный подход при изучении информатики». Считаю, что не нужно преподносить детям знания в готовом виде «на тарелочке», а давать возможность самим открыть их, докопаться до сути вещей и буквально попробовать пощупать все своими руками. Ребята учатся работать в текстовых редакторах, создают сайты, изучают компьютерную графику.
— Прогресс не стоит на месте, и технологии меняются стремительно. Успеваете?
— За два десятка лет в школе сменилось уже несколько поколений компьютеров. Если раньше это были вечно гудящие мерцающие машины с очень маленькой памятью, то сегодня на уроках появляются нетбуки, ноутбуки, планшетники. Сейчас без компьютеров мы не представляем своей жизни. Дети начинают изучать информатику в нашей школе факультативно в рамках внеурочной деятельности с первого класса, а во втором этот предмет уже входит в основную школьную программу.
Уверенно заявляю, что за новыми технологиями будущее. И сегодня они активно используются в процессе обучения. Это и электронные журналы, дневники, которые позволяют наладить двухстороннюю связь с родителями, и внутренние школьные сети, облегчающие общение между учителями в школе, и электронные учебники, заменяющие кипу тяжелых книг.
Компьютерные технологии заставляют ребят думать, развиваться, учиться чему-то новому. Конкурс «Учитель года» научил многому и меня. Несмотря на то, что мой педагогический стаж 21 год, конкурс дал большую уверенность в себе и в своих силах.