Темы 26 мая 2012

Тепло без потерь: реальность или фантастика?

Бесконечность. Это понятие относительно и времени, и пространства сегодня вполне применимо к реформе жилищно-коммунальной системы. Многострадальная, всеми критикуемая, никого до сих пор не удовлетворившая российская модернизация тепловых, водопровод-ных и электрических сетей, начавшаяся не вчера, по всей видимости, закончится еще нескоро.

Специалисты говорят, что наши системы отопления легче уничтожить и построить заново, чем приспособить к современным требованиям. Финансисты усугубляют: ускорить темпы реформы можно лишь за счет восполняемого источника денег. Ну вот, например, был бы у нас волшебный бюджет, не ограниченный никакими рамками. Можно было бы заниматься всем и сразу.

А сегодня власти, как разогнавшийся волчок, крутятся между ЖКХ, дорогами, детскими садами. Залатав двор, бегут к рухнувшей крыше, а закатав километр дороги, рвутся на ремонт лопнувшей трубы. И так до бесконечности.

А с учетом того, что добрая половина предприятий коммунального комплекса у нас сегодня убыточна, а тарифы, хоть и именуются экономически обоснованными, но поднимать-то их выше заранее заданного процента не позволяет законодательство, вопрос «за чей счет?» становится риторическим.

Но даже космическая бесконечность не должна быть фатальной. Да, денег мало, да, темпы неудовлетворительные. Да, большая часть российских территорий, и Рыбинск — не исключение, в модернизации ЖКХ застряли на серединном, если не начальном этапе. Этап этот — латание труб и лихорадочное поддержание минимальных удобств, как то: тепло в квартирах, вода в кранах, крыша над головой. А между тем в общем ряду проблем существуют исключения. Одно из них — предприятие «Мытищинская теплосеть».

В конце прошлого века в подмосковном городе Мытищи на базе муниципальной теплосети создали крупное акционерное общество, собрав множество городских и сельских коммунальных объектов.

Что стоит за этими общими словами? Каковы преимущества населения Мытищ перед рыбинцами? И что можно извлечь из опыта города, где 175 тысяч человек населения, 240 километров труб отопления и 70 процентов потребителей тепла и горячей воды — частные лица?

Все эти параметры сопоставимы с условиями Рыбинска. Может быть, еще и поэтому опыт Мытищ оказался так интересен. И поездка в Подмосковье, организованная в мае областным департаментом ЖКХ, стала поводом посмотреть на многие вещи свежим взглядом.

Юлия Дмитриева, начальник управления экономического развития и инвестиций администрации Рыбинска, говорит, что в Мытищах даже расстроилась. Вот есть же город, где в течение десятка лет смогли заменить 90 процентов труб и установить тепловые узлы в 90 процентах жилых домов.

А начиналось все даже не так, как в Рыбинске. Генеральный директор «Мытищинской теплосети» Юрий Казанов говорит, что теплосистема города в конце девяностых была на грани техногенной катастрофы, а само предприятие — в глубоком финансовом кризисе.

Модное в то время понятие приватизации пошло Мытищам на пользу. Муниципальная теплосеть была акционирована, был принят долгосрочный план реконструкции всей городской системы теплоснабжения, выигран конкурс, объявленный Госстроем, и получен кредит Европейского банка реконструкции и развития. Поддержка муниципальной власти велась по всем фронтам.

С тех пор «Мытищинская теплосеть» планы эти осуществляла с завидной последовательностью. А для начала был обозначен объем проблем: аэрофотосъемка тепловизором всей территории дала четкую визуальную картину состояния системы теплоснабжения.

Далее был взят один локальный микрорайон города, и в нем днем и ночью, зимой и летом велись работы по смене труб и установке теплоузлов. Юрий Казанов говорит, что время было трудное даже не потому, что навалилось много работы. Реакция населения была крайне отрицательной. Перманентные раскопки и отключения тепла и воды раздражали людей, которые изливали неудовольствие на головы рабочих, начальников, мытищинских чиновников.

Сегодня в Мытищах заменены почти все трубы отопления и горячего водоснабжения. Причем новые трубы — современные, обеспеченные суперизоляцией и электронными датчиками утечки воды. Диспетчерский пункт, куда стекается вся информация, больше напоминает штаб управления космическими кораблями. Отключения горячей воды происходят на минимальные сроки, поскольку котельные во всем Мытищинском муниципальном районе «закольцованы». Из 59 котельных 13 являются резервными и в случае ремонтов включаются в общую работу.

На предприятии работает тысяча человек, из которых 660 — рабочих. Средняя заработная плата составляет 29,5 тысячи рублей. Экономия теплоэнергии после модернизации привела к тому, что при тарифе 1237 рублей за гигакалорию — выше, чем в Рыбинске, почти в полтора раза — платежи населения меньше, чем в нашем городе. Что у многих вызывает скептическую улыбку: зачем теплосети нужна экономия?

Действительно, чем больше платит население, включая платежи за утечки, тем выгоднее должно быть предприятию. Идеальный вариант, когда оплачено не то, что дошло до квартиры, а количество гигакалорий, которое тратит котельная на нагрев воды. Дальше — дело потребителя.

Юлия Дмитриева считает, что «Мытищинская теплосеть» получает прибыль не за счет предоставления коммунальных услуг. Поскольку модернизация коммунального комплекса потребовала исполнения разнообразных работ, в Мытищах создали не просто акционерное общество, а холдинг.

Отдельные предприятия занимаются проектированием, строительством, техническим обслуживанием, эксплуатацией теплоэнергетического оборудования и даже производством приборов учета. Объединены они «Мытищинской теплосетью», муниципальными интересами и теми задачами, которые ставят перед ними жители района. А заодно — получением прибыли, которая также идет на развитие.

— Местная администрация поддерживает проект модернизации ЖКХ всесторонне, — рассказывает Юлия Дмитриева. — Проекты строительства новых домов утверждаются только при наличии места для установки тепловых пунктов. Средства от сдачи в аренду сетей и котельных расходуются исключительно на развитие теплового хозяйства.

Сегодня «Мытищинская теплосеть» работает по программе реконструкции общей стоимостью 74,9 миллиона рублей. Помимо этого, принята инвестиционная программа за счет надбавок к тарифу — это еще 107,4 миллиона. Собственная инвестиционная программа предприятия оценена в 35 миллионов рублей. Плюс программа реконструкции хозяйства за счет кредита Международной финансовой корпорации — еще 150 миллионов.

Горизонт планирования в Мытищах — сто лет. Это особенно задевает специалистов. Где это видано, чтобы в России планировались работы, которые будут производиться в течение столетия? А «Мытищинская теплосеть» сегодня подробно описывает действия каждого сотрудника для того, чтобы плавно перейти к автоматизации и роботизации. Именно это считает генеральный директор будущим своего предприятия.

— Самое главное их преимущество — это, наверное, тщательная проработка инвестиционных программ, — говорит Юлия Дмитриева. — Каждое мероприятие имеет достижимую цель. Программы исполняются неукоснительно и в рамках тех сумм, которые изначально в них заложены. При этом существует система измерения результатов: можно точно увидеть, какой эффект получен от выполнения работ и их финансирования. И, конечно, долгосрочное планирование имеет решающее значение. Все в Мытищах знают, что будет с системой теплоснабжения через пять, десять, двадцать пять лет независимо от смены местной власти.

В Рыбинске программа модернизации жилищно-коммунального комплекса находится тоже среди приоритетных направлений работы администрации в течение многих лет. Тем не менее, потери в тепловых сетях у нас составляют 25-30 процентов, в Мытищах — 9.

Себестоимость энергоресурсов в тарифе рыбинского МУП «Теплоэнерго» — порядка 70 процентов, в подмосковном городе — 45. В Рыбинске реальный износ сетей составляет 70 процентов, а новые, недавно замененные трубы из общего километража занимают всего около двух процентов.

— У нас, как у любого российского города, находящегося в северных климатических условиях, иного выхода, кроме как системно заниматься модернизацией теплового хозяйства, нет, — говорит глава города Юрий Ласточкин. — Необходима его принципиальная реконструкция, увязанная с тарифной политикой, переход к реальному энергосбережению, внедрение тех технологий, которые используются в других городах, в том числе и в Мытищах.

Надо вплотную заниматься технической модернизацией котельных и установкой тепловых пунктов домов, их утеплением, перекладкой труб, внедрением современных систем мониторинга и учета тепла. Без привлечения инвесторов, банков здесь не обойтись. Другого пути, кроме как переделать систему, не существует.

Альтернатива этому одна — банкротство «Теплоэнерго»: гигантские потери в сетях, высокие тарифы, ненадежное теплоснабжение и как следствие этого — крах.

В идеале тепловое хозяйство должно быть частным. Но для этого должен созреть и инвестор, и город, что требует серьезного профессионального подхода. Здесь речь идет о сотнях миллионах, миллиардах рублей вложений. Это, безусловно, сложнейшие вопросы, которыми нельзя не заниматься.

— Сегодня нам пройти такой же путь, какой прошла «Мытищинская теплосеть», уже нереально, — сетует главный инженер МУП «Теплоэнерго» Сергей Сонин. — Существенно изменилось законодательство, тарифы на услуги горячего водоснабжения и теплоснабжения утверждаются с ограничениями. Нам надо искать свои пути развития, при этом использовать лучший опыт коллег.

Сергей Сонин считает, что для начала необходимо видеть общую картину сегодняшней ситуации. В Мытищах получили визуальное представление о количестве утечек на всей территории района еще до того, как утвердили планы развития. Рыбинск сегодня работает по аварийному принципу: утечка тепла видна там, где случился разрыв трубы. А сколько гигакалорий теряется в плохо изолированных трубах полувекового возраста? Сколько неэффективных котельных еще продолжает снабжать население теплом по цене золота?

— Информация, которой мы обладаем, как правило, косвенная, — рассказывает Сергей Сонин. — Мы замеряем отдельные точки на сетях и источниках энергии, анализируем и делаем выводы о потерях. А для того чтобы получить общее представление о величине проблемы, нам необходимо дополнительное финансирование. Сколько, например, может сегодня стоить аэрофотосъемка тепловизором всего Рыбинска?

Инвестиционная программа рыбинского МУП «Теплоэнерго» разработана до 2016 года. Обозначенные в ней мероприятия направлены на снижение издержек предприятия: модернизация неэффективных котельных, изменение схемы распределения тепла. В конечном счете Рыбинск должен получить снижение потерь на 10-15 процентов, что после сравнения интенсивности работы местного «Теплоэнерго» и «Мытищинской теплосети» кажется сомнительным.

— Тем не менее, модернизация — это не наша прихоть, — говорит Сонин. — Эффективностью расходования энергии нас заставляет заниматься закон. Мы просто вынуждены отказаться от системы подачи тепла, которая предусматривает так называемый перетоп. Установка индивидуальных тепловых пунктов, которые регулируют потребление тепловой энергии, рано или поздно станет обязательной.

Сегодня в Рыбинске нет ни одного жилого дома с теплопунктом. Нет возможности уменьшить подачу тепла и зафиксировать это уменьшение в квитанции на оплату услуг «Теплоэнерго». Мы можем открыть в квартире форточку, когда жарко, и включить электрообогреватель, когда холодно. А платить все равно будем за то, что якобы потреблено вместе с потерями на километровых перегонах по старым трубам от неэффективных котельных.

— Сегодня наша система неэффективна не только для города, — говорит Сергей Сонин. — Она невыгодна и самому предприятию, поскольку вместо развития мы заняты латанием дыр. Причем зачастую в самом прямом смысле.

Нет, впечатление от рыбинского «Теп-лоэнерго» не безнадежное. Существуют программы, утверждены планы, ведется перекладка труб и модернизация котельных. Но все это как-то дискретно, как короткая акция, которая имеет начало и конец. Причем конец этот может быть даже эффектным. Но не эффективным. Потому что нет у нас ни достоверной и полной картины наших проблем, ни восполняемых источников финансирования.

…Сегодня в Мытищах из 59 котельных одна работает на щепе. Отходы деревообрабатывающего производства, побочный продукт работы местного зеленхоза, «деревянный» мусор — со всего района сюда свозят все, что горит, и получают за это деньги. А в котельной никому ненужный мусор превращается в тепло.

Юрий Казанов говорит, что в ближайшее время в его хозяйстве появится еще и мусоросжигающий завод. И тогда все твердые бытовые отходы Мытищинского района он начнет превращать в гигакалории тепла. С выгодой для Мытищ и экономическим эффектом для своего предприятия.

Специфические условия, в которых начинала работу «Мытищинская теплосеть», по определению дали ей небывалые стартовые преимущества. Но сколько в России предприятий теплоэнергетического комплекса, которые, ввязавшись в приватизацию, бездарно закончили свои дни на свалке ЖКХ?

Мытищам повезло. К управлению тепловыми сетями здесь пришли профессионалы. Причем топ-менеджмент местной теплосети — отнюдь не юнцы, щеголяющие сертификатами иностранного образования. Юрий Казанов вышел из советских времен, но в отличие от многих не просто приспособился к новой работе.

Он вытащил «Мытищинскую теплосеть» из финансового кризиса, а сами Мытищи — из состояния ожидания техногенной катастрофы. А заодно научился организовывать теплоснабжение в любых условиях. Как он сам говорит, «где угодно, хоть в Рыбинске, хоть в Лондоне».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме