На глазах уходят жемчужины рыбинской архитектуры. Новая биржа, Мучной гостиный двор, где сейчас размещаются отделы музея-заповедника, ветшают день ото дня.
А их законный владелец — областной департамент культуры — не пытается спасти погибающих.
В этом году здание новой хлебной биржи празднует 100-летие. Но в данном случае, как в песне, день рождения — грустный праздник. Уж точно не веселый. Вековой юбилей рыбинская жемчужина встречает в разрушающемся состоянии.
В 1912 году распахнулись двери удивительнейшего для Рыбинска здания — новой хлебной биржи. Дворец, словно из сказок Пушкина, появился на волжском берегу благодаря рыбинским купцам. Доподлинно известно, что они отвергли девять проектов, в том числе известнейших зодчих Парланда и Бенуа, предпочтя им нарядный вариант А. Иванова, архитектора Московского кремля, в стиле «а ля рюс».
Пролетел век, и здание, завещанное потомкам, еще не растратило свой былой лоск. Но для внимательных глаз уже явно читаются черты старения, хотя по архитектурным меркам сто лет — не срок. При должном отношении здания сохраняют юношеское очарование и свежесть веками. Однако ключевые слова здесь — «при должном отношении». Вот его-то рыбинской бирже и не хватает.
В девяностые годы уже 20 века здание было передано Рыбинскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, который до этого ютился только в залах Мучного гостиного двора, то есть, по сути, в лоно областного департамента культуры.
Этот-то хозяин и должен следить за объектом культурного наследия. Но он, кажется, совсем про него позабыл. Даже к столетию музея — одного из крупнейших на Верхней Волге — он не получил достойной финансовой поддержки. Кинули какие-то крохи — хватило только привести в порядок главный зал, начать работы по ремонту кровли. Да сделать откровенную дикость: заменить окна на современные пластиковые. И это в здании, являющемся памятником архитектуры!
Между тем объект находится в больном состоянии: требуется и ремонт фасадов, и целого ряда архитектурных элементов (об этом в нашей газете мы неоднократно писали ранее). Старому зданию музея повезло еще меньше. У него вид не просто больного, а прокаженного. Следы пожара, облупившаяся штукатурка, щербатая кирпичная кладка…
Единственное обновление к вековому юбилею — картинки- граффити, которые появились на историческом здании поверх ржавых листов железа, которыми зашиты оконные проемы после пожара. Наверно, это лучше, чем мертвые глазницы, но для сооружения конца 18 века как-то не соответствует ни эпохе, ни статусу.
Директор областного департамента культуры Лариса Сорокина объясняла скромные ассигнования на рыбинский музей в преддверии его юбилея тем, что он (на свою беду) совпал с тысячелетием Ярославля. Парады в столице региона давно отгремели, но Рыбинск опять, похоже, пролетает.
На этот раз финансы будут сконцентрированы на Ростове — на носу празднование его 1150-летия, в 2014 году — 800 лет Сергия Радонежского. Поэтому в настоящее время Рыбинский музей-заповедник опять должен подождать до лучших времен. Финансирование на его реставрацию течет тонюсенькой струйкой и явно не поспевает за требованиями дня, а они таковы, что ждать больше нельзя.
Протянем — получим еще одни «живописные руины», как усадьба Михалковых за Волгой, превратившаяся в груды кирпичей, которые местные жители растаскивают на свои нужды. Областные власти выступают палачами музейных зданий, убивая их своим равнодушием. Долго, мучительно и методично.
Вместе с тем музей, старый и новый, начинает диссонировать на фоне общей городской тенденции, когда старинное наследие потихоньку восстанавливается. На объекты в историческом центре приходят частные инвесторы, город своими силами реставрирует фасады зданий в зоне туристского показа. Это для Рыбинска — не только наследие, но и ресурс развития.
Чем больше в нем будет сохранено и приведено в порядок подлинных объектов, тем он будет интереснее и ценнее для туристов и горожан. Многие гости отмечают, что Рыбинск ценен своей архитектурной средой, ансамблевостью застройки исторического центра, чем не могут похвастаться другие города.
Мы поинтересовались взглядом на ситуацию у главы города Юрия Ласточкина:
— Нужны серьезные инвестиции в сохранение исторического центра города. Несмотря на наши неоднократные обращения к бывшему губернатору Сергею Вахрукову, к его заместителям, которые курировали вопросы культуры, в областной департамент культуры, отклика не последовало.
Выделяемые деньги из областного бюджета настолько мизерны, что не дают решить ни один вопрос по сохранению и приведению в порядок исторических зданий, в том числе и музея-заповедника. Эти ничтожные средства не позволяют ни подготовить нормальную проектно-сметную документацию, ни перекрыть крышу, ни начать работы по гидроизоляции здания, по ремонту фасада и внутренних интерьеров, ни тем более обновить экспозиции. Мы просто получаем отписки из департамента культуры за подписью его руководителя Сорокиной.
Особый разговор о музее Мологского края. Ограниченность помещения не позволяет развернуть там полноценную экспозицию. После многочисленных обращений мологжан, сотрудников музея мы расселили жильцов из расположенного рядом с ним двухэтажного здания, подготовили его для передачи в областную собственность.
Ответ из Ярославля вызвал недоумение: нам это здание не нужно, так как денег на его восстановление нет. Если мы выставим его под приватизацию, то уже такой уникальной возможности — создать единый музейный комплекс — просто не будет. Но ждать мы тоже не можем: здание разрушается, уже неоднократно горело.
Что мы имеем в итоге? Разрушающийся музей. На столетний юбилей одного из старейших музеев в России с богатейшими коллекциями было выделено 5 миллионов рублей(!). Этих денег недостаточно даже для того, чтобы отремонтировать пол. Что же тут говорить о создании новых экспозиций, переводе их в современный формат, полноценной компьютеризации фондов? Как следствие такого отношения сегодня Рыбинский музей-заповедник не является тем культурным центром, которым он должен быть.
Город своими силами восстановил Никольскую часовню, ремонтируются здания в прилегающих к ней кварталах, наводим порядок на Волжской набережной. Но без реконструкции Мучного гостиного двора задача возрождения исторического центра города не будет выполнена. Если у областного правительства нет ресурсов заботиться о своем имуществе в должной мере, то, возможно, необходимо подойти к решению вопроса с другой стороны — речь может идти о приватизации здания, его передаче в ведение частного бизнеса.
Кстати, за примерами того, как можно восстановить исторические объекты, далеко ходить не надо. Буквально через дорогу можно увидеть результаты работы предпринимателей — за короткий срок им удалось кардинально изменить картину, и здания действительно стали настоящим украшением Красной площади.