«Хорошего доктора прокормят пациенты, а плохие врачи нам не нужны».
Сегодня фраза Сталина точно описывает ситуацию в системе здравоохранения России. Увы, Рыбинск не исключение. Картина хроническая для всей страны: низкий уровень зарплат, отсутствие стимулов и как следствие — дефицит кадров. Сегодня в городе не хватает 148 специалистов.
Молодые и перспективные
Горбольница № 2 им. Пирогова. Здесь днем и ночью оказывается экстренная и плановая помощь пациентам с самыми тяжелыми травмами и заболеваниями. Здесь знают цену каждой минуты промедления, поэтому в специалистах особенно ценятся профессионализм и оперативность.
Сегодня почти каждый сотрудник медучреждения работает на несколько ставок: остро ощущается дефицит медперсонала. За три последних года в «пироговку» пришли восемь молодых специалистов: неврологи, рентгенологи, анестезиологи, реаниматологи, терапевты-эндокринологи. Преимущественно — рыбинцы и, как правило, потомственные врачи. «Трудных случаев» и повышенных нагрузок они не боятся, особенно ценят помощь коллег. Таких называют здесь «достойной сменой».
Марина Цветкова. В недавнем прошлом выпускница Ярославской государственной медицинской академии. Прошла ординатуру. В настоящее время — терапевт-эндокринолог. Сегодня она с улыбкой вспоминает, как было нелегко в самом начале практики. Два года назад во второй горбольнице открылось эндокринологическое отделение, и молодому специалисту пришлось осваивать это направление вместе с коллегами фактически с нуля. Марина говорит, такая практика ее как начинающего врача закалила: работать было трудно, но очень интересно.
«Я ездила сюда практиковаться, еще когда училась в ординатуре. И даже сейчас в голове постоянно держу огромный объем информации, — рассказывает Марина. — В практике мне очень помогает коллектив. А поток пациентов огромный, в год проходят стационарное лечение порядка 450-600 больных эндокринологическими заболеваниями».
Еще один молодой специалист — Дмитрий Криулин (кстати, бывший сокурсник Марины Цветковой). Про таких, как он, здесь говорят: сообразительный и шустрый. И, как считают его старшие коллеги, таким и должен быть настоящий врач-нейрохирург: молодой, грамотный, мобильный. Этой весной Дмитрий закончил ординатуру и вернулся работать в Рыбинск. Специализацию себе выбрал по душе, помнит каждую операцию, все нюансы и сложности. Надеется и дальше продолжать работать в родном городе.
«Любой готов здесь помочь, выручить. Каждая операция запоминающаяся. Но хочется, чтобы о нас, молодых специалистах, государство больше заботилось. Я женат. И поэтому сейчас очень актуален вопрос жилья», — емок в своих оценках врач-нейрохирург.
Совсем скоро и Марина, и ее коллега Дмитрий получат категории, станут врачами. Сейчас они полны энтузиазма, желания работать, спасать человеческие жизни. Уже сегодня они справляются с колоссальным объемом работы.
Таких, как они, — молодых, трудолюбивых, способных — сейчас среди выпускников медицинских учебных заведений немало. Вот только все чаще после получения диплома молодежь встает перед выбором: либо любимая профессия, либо достойная зарплата.
Печальная статистика. К примеру, из тридцати выпускников Рыбинского медицинского училища работать по специальности идут лишь двое.
Мы их теряем
О дефиците медперсонала в России говорят уже давно. Цифры, прямо скажем, ужасающие. По последним данным, нехватка врачей и медсестер по стране составляет более 150 тысяч человек. Катастрофически не хватает так называемых «узких» специалистов. С участковыми терапевтами и педиатрами ситуация просто патовая. Действительно, страшно становится, когда рассматриваешь ситуации в конкретном населенном пункте.
Город Рыбинск. Численность населения около двухсот тысяч человек, на которые сегодня приходится порядка семисот врачей, чуть менее двух тысяч медсестер. Однако, чтобы обслуживать рыбинцев в полном объеме, необходимо еще 148 специалистов. Недостает двадцати двух педиатров, двух врачей общей практики, семерых стоматологов, двух эндокринологов, пятнадцати анестезиологов… Список можно продолжать. Аналогичная ситуация и в службе скорой помощи: там недостает одиннадцати специалистов.
Профессию врача сегодня относят к «стареющей». К примеру, в той же второй городской больнице средний возраст сотрудников — 46 лет, практически 70% — люди предпенсионного возраста. Термин «текучка кадров» здесь попросту отсутствует: специалисты со стажем уходят на пенсию, а молодежь предпочитает идти работать туда, где «прилично» платят. Для того чтобы полностью укомплектовать штат, «пироговке» требуется еще восемь молодых специалистов, которые гарантированно останутся здесь работать.
Уровень оплаты труда в этой сфере — это и вовсе отдельная тема для разговора. К примеру, базовый оклад санитарки составляет две тысячи рублей, начинающей медсестры — чуть более трех тысяч, оклад молодого врача в стационаре — в пределах пяти с половиной тысяч. Для сравнения: оплата труда медсестры в США составляет порядка 750 рублей за один час (!) работы.
Следует отметить, что и зарплата врачей, и уровень благосостояния медучреждения в целом напрямую зависит от количества принятых пациентов. Чем больше обратившихся, тем выше финансирование. Понятно, что с таким кадровым голодом выполнение этих нормативов требует ежедневного трудового подвига.
Люди пытаются «подлатать» семейный бюджет подработками. В поликлиниках и больницах при остром дефиците кадров работы хватает всем. И медсестры, и специалисты трудятся как минимум на полторы ставки.
Председатель городского комитета профсоюзной организации работников здравоохранения Ирина Букарева бьет тревогу: люди работают на износ.
— Очень много работы и бумажной волокиты. Я знаю хирургов, которые приходят ночевать домой всего раз пять в месяц. Остальное время они проводят в стационарах. Понятно, что в этом случае зарплата будет расти. Можно зарабатывать более двадцати тысяч. Вопрос, какой ценой? Здесь необходима особая мотивация для сотрудников, — говорит Букарева.
Нужны новые кадры, это понимают все.
Михаил Цветков, главврач горбольницы № 2:
— У нас есть серьезная проблема: не хватает инфекциониста, двух врачей-травматологов, трех врачей-анестезиологов- реаниматологов… Нехватка специалистов сказывается на работе. Нам необходимо оказывать качественную помощь, а нагрузка на каждого сотрудника падает двойная, а иногда даже тройная. Для нас огромное значение сейчас имеет привлечение молодых кадров.
«Заманить» выпускников в профессию без дополнительных стимулов почти невозможно. В этом году практиковаться в Рыбинск из Ярославля приедут только 12 выпускников Ярославской медицинской академии. И на сегодня объективных причин для того, чтобы интерны рвались работать в Рыбинск, нет.
Жилье как стимул
Для того чтобы решить проблему дефицита кадров в медучреждениях, нужен стимул, удерживающий людей в профессии. И таким стимулом могут послужить программы по предоставлению жилья. На сегодняшний день в Рыбинске начали действовать несколько программ, нацеленных на решение жилищной проблемы медицинских работников.
К примеру, в городе есть специальный жилой фонд, целый ряд съемных квартир, предоставляемых для сотрудников медучреждений. Еще совсем недавно эти квартиры оплачивались из городского бюджета — 4 тысячи рублей на семью. Скажем прямо, поддержку при таком уровне зарплат можно назвать колоссальной: эта выплата фактически решала жилищную проблему для семи семей.
На сегодня эта практика временно приостановлена по сугубо бюрократическим причинам (с января все муниципальные медучреждения города перешли в региональное подчинение). Сейчас медики оплачивают свои квартиры самостоятельно и с нетерпением ждут, когда будет приведена в порядок законодательная база. Но то, что аренда — это лишь временный выход из положения, понимают все. Существует еще один вариант решения жилищной проблемы.
В городе работает программа «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования». Субсидии здесь предоставляются из областного и муниципального бюджетов, но ее размер не будет превышать 30% среднерыночной стоимости жилья в Рыбинске.
Метраж квартиры тоже ограничен — для семьи из двух человек норма составляет 42 кв. м, для семьи из трех и более человек — по 18 кв. м на каждого. К сожалению, позволить себе участвовать в этой программе могут тоже не все, на первоначальный взнос медику необходимо найти 300 тыс. руб., а такие деньги есть тоже далеко не у всех.
— В Заволжском районе в старом частном доме живет семья, где мама трудится медсестрой в отделении реанимации. Семья многодетная, там пять детей. Причем у всех поставлен один диагноз — бронхиальная астма. Очень хочется им хоть чем-то помочь, — рассказывает Ирина Букарева.
Отдельная задача, которую ставят перед собой городские власти, — помочь решить жилищную проблему молодых специалистов как приезжих, так и решивших остаться работать в Рыбинске. На сегодняшний день поступили 16 заявок только от иногородних медиков.
— Городская администрация изыскала 20 квартир из так называемого выморочного фонда, — рассказывает Михаил Цветков. — Учитывая то, что рыбинское здравоохранение теперь находится в зоне ответственности региональных властей, радует тот факт, что город выступает со столь благородной инициативой. Но квартиры требуют капитального ремонта, а значит, выделения серьезных средств. Остается надеяться, что областные власти поддержат и включатся в этот важный проект.
Ситуация требует внимания. По данным Министерства здравоохранения, дефицит врачей в стране почти 153 тысячи человек. Конкуренция территорий за профессиональные медицинские кадры обостряется.