Печальная статистика
В апреле этого года в московском парке «Сокольники» двухлетний мальчик оказался под колесами «Веселого паровозика». Водитель не заметил рисующего на асфальте малыша и переехал его. Мальчик получил серьезные травмы. В прошлом году в парке Екатеринбурга посетители застряли на башне свободного падения в 50 метрах от земли. Обошлось без пострадавших, люди отделались испугом. Годом ранее в Санкт-Петербурге на аттракционе «Ракета» оборвался один из тросов, и 10 человек зависли вниз головой. К счастью, тогда тоже никто серьезно не пострадал.
В 2008 году в Новгородской области обрушился аттракцион в луна-парке «Фантазия». Травмы различной степени тяжести получили 13 человек, в том числе и дети. В 2009 году в Москве на ВВЦ остановилось колесо обозрения. 57 человек, среди которых было 10 детей, застряли на огромной высоте на 1,5 часа. В 2008 году в Московском зоопарке детский паровозик сошел с рельсов и перевернулся. Две девочки были госпитализированы. В этом же году в Москве двое пострадали на аттракционе «Брейк-данс» в ЦПКиО им. Горького.
Едва стих резонанс, вызванный ЧП в московском парке «Сокольники», где под колеса «Веселого паровозика» попал двухлетний малыш, как случилось новое — в парке Кургана. В середине июня аттракционный космический корабль сошел с орбиты: в тот момент, когда «ракета» с детишками «взлетала», лопнул сварочный шов конструкции, и четверо малышей- пассажиров рухнули на землю.
А как обстоят дела в Рыбинске?
«Сегодня в России нет закона, который бы обязал производителей каруселей сертифицировать свою продукцию, — говорит первый вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Игорь Родионов. — Это дело добровольное. Но в современных рыночных условиях заводы все чаще сертифицируют свои изделия для того, чтобы подтвердить их качество и безопасность. Так что тут вопрос уже скорее к покупателям».
Но даже если недобросовестный бизнесмен покупает карусель, собранную «на коленках», должен же кто-то отвечать за ее техническое состояние!
Мы выяснили, что в настоящее время ни одна из федеральных контролирующих организаций не обязана проверять качели-карусели. Даже Ростехнадзор вот уже несколько лет не выполняет этой функции. «Контроль за аттракционами не входит в наши полномочия», — ответили нам в приемной руководителя Верхне-Волжского управления госструктуры.
Получается, все вопросы, связанные с техническим состоянием аттракционов, находятся в ведении исключительно тех, кто предлагает эту услугу. С 2007 года ее в рыбинском сквере предоставляет ООО «Городской сквер».
(К слову, дозвониться до этой организации не так-то просто. Все телефоны, указанные в Интернете, оказались «несуществующими», и если бы не журналистские контакты, то «выходить на связь» пришлось бы ногами).
Итак, и.о. директора фирмы Татьяна Старыгина подтвердила, что аттракционы в сквере действительно не проверяются ни одной сторонней организацией, осуществляется только внутренний контроль.
«Ежегодно весной нас проверяют специалисты фирмы «Волгоградские аттракционы», которой и предоставлена вся наша техника. Кроме того, каждое утро перед запуском аттракционов их проверяют механики и слесаря. У этих специалистов имеется соответствующее образование. Они меняют масло и, если что-то ломается, ремонтируют. Но крупных поломок у нас не было, как не было и травм», — уверила в телефонном разговоре Т. Старыгина.
Справедливости ради надо отметить, что обращений граждан в отдел по защите прав потребителей с жалобами на работу сквера не поступало.
Между тем посетителям нашего сквера не стоит терять бдительности. Прогуляйтесь по скверу и поймете почему.
Контролеры, проверяющие билеты, а заодно и осуществляющие функции «тумблера», работают, как многостаночники, сразу на нескольких аттракционах. Так что если что-то пойдет не так, они вряд ли смогут оперативно остановить взбесившуюся карусель, находясь в другом месте.
Наши читатели жаловались и на то, что здесь плохо организована работа касс. Кассиры медлительны, что создает очереди, продают билеты на аттракционы, имеющие возрастные ограничения, не отслеживая возраст детей, а потом контролеры «заворачивают» малышей у «больших» аттракционов. А родители — вновь добро пожаловать в очередь менять билет. Но больше всего претензий к равнодушной, а иногда и хамской позиции работающего здесь персонала.
Вот какую историю рассказал нам один из наших читателей.
В один, как казалось, прекрасный день житель Рыбинска Ахмед А. отправился в городской сквер с детьми. Пока ребятня каталась на каруселях, мужчина присел на скамейку неподалеку. Скамейка будто бы сама располагала к отдыху — яркая, желтая. Спустя мгновение такое же пятно украшало брюки посетителя сквера. Краска на свежеокрашенной лавочке еще не успела высохнуть.
Настроение тут же пришло в негодность, а вместе с ним и костюм за двадцать тысяч рублей. Более того, мужчина теперь рисковал опоздать на деловую встречу.
«Сначала была мысль, что я не заметил таблички «Окрашено» или ее куда-то сдуло, — рассказывает Ахмед. — Я огляделся вокруг, но и на других скамейках никаких знаков, которые предупреждали бы посетителей, не было».
Зато там были работницы сквера. Вот они на фотографиях (внизу), которые сделал наш читатель: сидят преспокойно на лавке, предусмотрительно подложив под себя картонку, и невозмутимо красят губы.
Ахмед решил искать справедливости в администрации заведения культуры и отдыха. «Там мне предложили какую-то грязную тряпку и бутылку с ацетоном — бери, очищайся», — удивляется на «участливость» сервиса клиент. Понятно, что мало кому в здравом уме придет в голову явиться на деловую встречу с ацетоновым амбре, да и костюмчик вряд ли выдержал бы такую процедуру. В общем, Ахмед от этого варианта «помощи» отказался.
Тогда обиженному потребителю пообещали — в качестве компенсации за понесенный ущерб — билет на аттракцион для ребенка. «От «компенсации» я отказался. Карусель с таким скрежетом завелась, что не то чтобы детей катать на ней, а даже рядом стоять показалось небезопасным», — объясняет раздосадованный клиент.
Пришлось увести детей и с батута, билеты на который отец купил заранее: «Там была такая грязь — просто пыль столбом». (В другой раз две молодые мамы стали свидетельницами, как на этом самом батуте лопнул трос…) В общем, остальные аттракционы семья Ахмеда тестировать уже не стала.
Ситуация может показаться абсурдной. Ну вроде не могут предприниматели так наплевательски относиться к своим клиентам. Пятно на брюках от окрашенной лавочки — это же пятно на репутации фирмы.
Так что сводить детей на качели-карусели в городской сквер — оказывается, не всегда приятное занятие. Местный сервис грозит испорченным настроением, ущербом в тысячи рублей и, не дай Бог, риском для здоровья.