Способность жалеть и сострадать — у русского человека в крови, это — наша национальная черта. Наверное, именно потому в России процветает самый циничный вид мошенничества. Аферисты, просящие у прохожих «деньги на лечение», давно уже стали неким привычным элементом для пейзажей крупных городов. Большинство из нас стараются их не замечать, подспудно подозревая обман, но все же всегда существует определенный процент доверчивых и сердобольных горожан, готовых пожертвовать энное количество денег «больному».
Сегодня идея благотворительности массово культивируется как в СМИ, так и в социальных сетях Интернета. И если случилась беда, требуется операция или же срочное лечение, велика вероятность того, что помощь может прийти со стороны специального фонда, от общественных организаций, предприятий, от частных лиц. Главное, не сидеть сложа руки, стучаться во всевозможные двери — неравнодушные к чужому горю люди отыщутся везде.
Вот только по нынешним временам благотворительность приобрела характер «русской рулетки»: для мошенников она стала источником обогащения, и, если не знать определенных «правил игры», велика возможность стать жертвой обмана.
Совсем недавно на улицах города появились люди, собирающие пожертвования на лечение ребенка, мальчика, якобы получившего серьезную травму позвоночника. Как правило, это женщины, «работают» они в районе крупных торговых центров, представляются либо мамой, либо тетей пострадавшего. Озвученная сумма сбора — ни много ни мало 100 тысяч рублей.
И, как говорят очевидцы, горожане жертвуют деньги весьма охотно, «сбор средств» идет полным ходом. Находятся и те, кто предлагает попросить о помощи более цивилизованно, например, через средства массовой информации. Однако такие идеи женщин почему-то не вдохновляют. От подобных предложений они, как правило, вежливо отказываются: «Мы уже обратились в такую-то организацию, так что необходимости в этом нет».
К сожалению, нам неизвестно, правдива ли история этих женщин. Однако, согласитесь, тот факт, что «мама» и «тетя» отвергают любую помощь, кроме финансовой, кажется довольно странным. Тем более что операция, заявленная на плакате, срочная, а женщины стоят на городских улицах вот уже три недели.
За разъяснениями мы обратились в рыбинский отдел здравоохранения. Вопросов у нас было несколько. Во-первых, в каком порядке проводятся срочные операции. Во-вторых, если же операция платная, какие документы должны быть на руках у родственника пострадавшего? То есть что подтвердит факт того, что операция действительно требуется и все деньги уйдут по назначению?
— Во-первых, хочу отметить тот факт, что подавляющая часть таких операций делается, конечно же, бесплатно. Как правило, травмированные пациенты в первую очередь поступают в горбольницу им. Пирогова. После этого, если операция требуется серьезная и мы не можем ее провести собственными силами (требуется штифт, протез, или др.), случай согласовывается в отделе высоких технологий.
И только после согласования в этом отделе пострадавший попадает в больницу им. Соловьева в г. Ярославль. Операция, о которой заявляют эти женщины, — срочная, и ждать подолгу пациент, конечно же, попросту не может. При этом на руках у больного должны быть такие документы, как история болезни, направление на операцию с круглой синей печатью областного департамента, при необходимости — счет (с реквизитами, если операция платная).
Словом, доверяй, но проверяй.
Еще один вид мошенничества на чужом горе получил широкое распространение в социальных сетях Интернета. Эффективность от сбора средств через всемирную паутину уже давно доказана, и система его достаточно проста: создается персональная веб-страница или «группа» на каком-либо социальном ресурсе, где опубликовывается история болезни, фотографии, реквизиты счета.
По возможности хозяин «странички» описывает здесь процесс и результаты лечения. Первые факты мошенничества в Интернете были зафиксированы пару лет назад. Аферисты начали создавать «левые» страницы, беря за основу фотографии, истории болезни реальных людей. Изменялись лишь реквизиты. Известны случаи, когда на счета мошенников уходили сотни тысяч рублей.
Как правило, доказать факт мошенничества во всех перечисленных случаях практически невозможно: пострадавшие добровольно отдают деньги аферистам, и состава преступления для возбуждения уголовного дела здесь нет. Таков закон. Поэтому хорошо, если помощь будет адресной, а с людьми, которым требуется лечение, вы будете знакомы лично.
Евгения Николаева