Отправляясь по магазинам и приобретая что-то посерьезнее и подороже хлеба и молока, некоторые граждане и не подозревают, что играют в русскую рулетку. К сожалению, в наших торговых предприятиях еще немало не слишком качественных вещей и техники.
Однако порой даже товар без изъянов не доставляет удовольствия, если не соответствует предъявляемым требованиям. Жизненные ситуации, в которые попадают горожане, — наглядное тому подтверждение.
Хлебопечка хуже динамита
Что может быть вкуснее свежего, еще теплого, хлеба? Только хлеб, который выпечен собственными руками. Поэтому вовсе не удивительно, что многие граждане обзаводятся хлебопечками, которые сейчас продаются в каждом магазине бытовой техники.
Такой покупке радовался и гражданин Рыбинска П., но, к сожалению, недолго. Хлебопечка, приобретенная в супермаркете «Эльдорадо», три раза исправно пекла румяные буханки и батоны, а вот на четвертый раз приказала долго жить.
Поломанную технику покупатель понес в сервисный центр. Специалисты, осмотрев хлебопечку с некрасивыми желтыми подпалинами на корпусе, вынесли вердикт — сгорел нагревательный тен, расположенный внутри устройства. Это было видно невооруженным глазом. Мастера даже не стали вскрывать печку, дабы не нарушать заводских пломб, и посоветовали покупателю идти в магазин и требовать возврата денег за некачественный товар.
Гражданин П. не поленился и выяснил в своей управляющей компании и городской электроснабжающей компании, не проводились ли в день поломки работы на электросетях. Может, все дело в скачке напряжения? Но его подозрения коммунальщики не подтвердили. Значит, речь действительно шла о производственном браке, и по закону покупатель имел возможность обменять неисправный товар, вернуть потраченные на него деньги или же бесплатно отремонтировать технику.
В магазине этот выбор значительно ограничили, заявив покупателю, что он может рассчитывать только на бесплатный ремонт. Свою позицию продавцы мотивировали тем, что, по их мнению, хлебопечка относится к технически сложным товарам, поэтому по закону на большее покупатель рассчитывать не вправе. Здесь работники прилавка явно покривили душой, ведь, несмотря на то, что пришедший в негодность кухонный агрегат — действительно мудреное техническое изобретение — сам тесто замешивает, сам выпекает, но при этом в официальном перечне технически сложных товаров он не указан.
При таком раскладе, если покупатель решил расторгнуть договор купли-продажи, эта процедура не должна превышать 10 дней. Если возникает спор о причинах появления недостатков, продавец должен провести экспертизу техники и в зависимости от результата удовлетворить требование покупателя или отказать ему. В данной ситуации на протяжении установленного законом срока гражданина сотрудники магазина откровенно водили за нос — посылали в сервисный центр, уговаривали согласиться на ремонт.
Даже в том случае, если бы неисправный тен был бы заменен, кто исправил бы испорченный внешний вид вещи? Этот дефект относится к разряду неустранимых, и по сути это уже достаточное основание для того, чтобы удовлетворить требование покупателя о возврате денег. Только после вмешательства отдела по защите прав потребителей администрации города у гражданина в «Эльдорадо» приняли заявление, но без товара. «Думаю, что разбирательство по этому случаю дойдет до суда.
Хлебопечка — не технически сложный товар, а значит, покупатель при выявлении недостатка имеет право на расторжение договора купли-продажи, обмен товара или его бесплатный ремонт. В пользу покупателя и тот факт, что данный товар после поломки имеет явный неустранимый дефект — видоизмененный цвет пластика на передней панели», — прокомментировала начальник отдела по защите прав потребителей Светлана Пушкина.
Подарок с южной ориентацией
Все любят получать подарки — это общеизвестный факт. Ну, разумеется, если они приятные. Жительница Рыбинска Татьяна Л. захотела сделать себе и своим домочадцам шикарный подарок — широкоформатный цветной телевизор. К слову, потратиться на такую покупку она решилась главным образом потому, что в супермаркете «Эльдорадо» как раз проходила акция, по которой к большой «плазме» в подарок прилагалась спутниковая антенна «НТВ-плюс».
Почти двести каналов в цифровом качестве и год бесплатного обслуживания решили дело, и женщина выложила за чудо-технику более 30 тысяч рублей. Оформляя покупку, женщина поинтересовалась, каким образом мастера планируют устанавливать антенну. По ее словам, крыша дома — для этого не совсем подходящее место. Во-первых, недавно ее покрыли мягкой кровлей, а, во-вторых, женщине совсем не хотелось создавать неудобства для соседей с верхних этажей — вдруг в местах крепления антенны крыша начнет протекать.
Однако в магазине ее успокоили, заверив, что устройство можно крепить на стену при условии, если южную сторону дома не закрывают деревья, другие здания и прочие преграды — иначе антенна не примет сигнала. Женщина пояснила, что окна ее квартиры выходят на восток, но при этом никаких преград с южной стороны нет. Консультанты заверили, что все будет в порядке.
Однако мастера, которые доставили горожанке ее покупку и должны были установить технику, были иного мнения. Посмотрев на предполагаемое «место жительства» антенны, они категорично сказали — это невозможно. Дело в том, что в случае ее установки с восточной стороны, приему сигнала с юга помешал бы угол дома.
Расстроенная женщина решила немедленно вернуть телевизор с антенной. Без последней «ящик» с огромным экраном ей попросту был не нужен. В магазине на требование покупательницы забрать ненужную ей технику и вернуть деньги ответили отказом. В результате дело дошло до суда. Городской суд встал на сторону истицы и обязал магазин выплатить не только стоимость покупки, но и моральный ущерб. В итоге женщина получила порядка 50 тысяч рублей.
«Исковые требования были основаны на том, что информация о правильном и эффективном использовании приобретаемого товара не была доведена до покупательницы в полном объеме. В ситуации, когда работа техники зависит от выполнения ряда требований, продавцы магазина обязаны были не просто расспросить у покупательницы все детали, а предварительно получить консультацию квалифицированного мастера, который мог бы оценить ситуацию непосредственно на месте», — пояснила Светлана Пушкина.
Самое удивительное в этой истории то, что с момента суда прошло уже несколько месяцев, при этом нераспакованные телевизор и антенна так и хранятся в квартире своей несостоявшейся хозяйки. Впору уже брать арендную плату за хранение чужих вещей!
Нестыковочка вышла
Для людей с ограниченными возможностями жизнь — это преодоление. Ежедневное преодоление самых различных трудностей — от бытовых до материальных.
У Натальи К. парализованы ноги. Уже много лет она прикована к инвалидной коляске и не выходит из квартиры. Единственная возможность глотнуть свежего воздуха — выехать на своем «транспорте» на балкон. Но с недавнего времени и этого женщина лишилась — коляска, служившая верой и правдой не одно десятилетие, пришла в негодность.
Узнав об этом, сердобольная подруга вызвалась сходить в специализированный магазин «Медтехника» и приобрести новое средство передвижения. Прежде чем сделать такую дорогостоящую покупку, подруга, вооружившись сантиметром, измерила старую коляску и со спокойной душой отправилась в магазин. За новую покупку женщина-инвалид выложила кругленькую сумму — более 6 тысяч рублей (это при ее скромной пенсии в 8 тысяч). Однако радость от приобретения была недолгой — коляска не подошла по габаритам.
Размеры ее верхней части точно соответствовали требованиям, а вот сидение предназначалось для крупного человека, в то время как хозяйка новой коляски — женщина миниатюрная. «Ничего, приноровлюсь», — подумала сперва она и явно поторопилась с выводами — сидеть в коляске было неудобно, но самое главное — новое средство передвижения не проходило через дверной проем балкона — мешали колеса.
Промучившись с коляской пару недель, женщина решила, что нужно ее вернуть в магазин. Но с первого раза это сделать не удалось. «Формально, отказав покупательнице в возврате денег за товар, который ей не подошел, продавцы магазина были правы — по закону медицинская техника возврату и обмену не подлежит, — прокомментировала Светлана Михайловна. — Однако администрация торгового предприятия, учитывая особое положение покупательницы, чисто по-человечески пошла навстречу женщине и не только вернула стоимость покупки, но даже самостоятельно забрала злосчастную коляску из ее квартиры, избавив человека от лишних хлопот».
Можно сказать, что эта история завершилась удачно. Но при этом не стоит забывать, что, приобретая медицинские товары, покупателям стоит подходить к своему выбору более ответственно, поскольку далеко не всегда владельцы специализированных магазинов испытывают желание войти в положение покупателя.