История затопления Мологи — это хроника страшной трагедии. И, похоже, этот многострадальный край, вернее, теперь уже память о нем, ждет очередное испытание. Вы когда-нибудь посещали музей Мологского края? Крохотное здание бывшей часовни Мологского Кирилло-Афанасьевского монастыря, в уютных залах которого представлены около трех сотен экспонатов из прошлого знаменитого края.
В целом экспозиция очень точно передает самобытность Мологи, ее окрестностей. Вот только после посещения экспозиции все равно остается некое ощущение недосказанности: как будто бы организаторы музея в действительности хотели показать и рассказать о Мологе куда больше. И рассказали бы, не сомневайтесь. Просто для этого фактически нет места, и большую часть экспонатов приходится держать в хранилищах.
«Мне лично очень нравятся необычные железные вещи: скобяные изделия, топоры. Я понимаю, что эти предметы мологжане попросту бросили, когда покидали родные места. Но все же в железках есть своя красота, частичка души Мологи. Ведь люди украшали этим свои дома. И петли, и элементы оград, и даже просто замки — все это рассказывает об эстетических пристрастиях мологжан… — директор музея Мологского края Анатолий Клопов проводит нас по комнатам, мы подолгу останавливаемся у каждого выставочного стенда. — В действительности же экспонатов куда больше! Только экспозиция, посвященная тематике затопления, насчитывает две-три тысячи экземпляров».
Тема гибели Мологского края в последнее время действительно «ожила»: о затоплении пишутся книги, снимаются художественные и документальные фильмы. И для рыбинцев, кстати, близость к так называемой «русской Атлантиде» давно стала источником своеобразной тихой гордости: туристы со всей страны приезжают посмотреть на гигантское рукотворное море.
Их воображение будоражит тот факт, что под водой оказались город, окрестные села и деревни вместе со всей инфраструктурой — храмами, кладбищами. Молога — огромный загубленный регион, и если вдуматься, то и музей должен быть под стать. Есть ощущение, что экспозиции нужно иметь иные масштабы, нежели сейчас, и уж точно она не должна ограничиваться двумя этажами и пятью комнатами крохотного здания бывшей часовни…
Анатолий Клопов рассказывает: «Фонды нашего музея непрерывно пополняются новыми экспонатами. Мологжане активно приносят нам все новые и новые предметы быта. Чаще всего, конечно, дарят. И нам очень обидно, что мы не можем представить зрителю полную экспозицию. Обижаются, кстати, и сами дарители: мол, мы вам принесли то-то, а вы не выставили… Мы обещаем, что рано или поздно все предметы будут «работать». Здесь тесно. И людям, и вещам».
Обижаются не только дарители, но и те люди, чьей истории посвящен этот музей, — мологжане. Именно при их поддержке собрано подавляющее большинство экспонатов выставки. Люди жертвуют для развития музея в буквальном смысле слова семейными ценностями, милыми сердцу вещами, а те попросту пылятся в хранилище. Чувства мологжан понятны.
Валентин Блатов, председатель землячества мологжан, рассказывает:
— Обидно. Мой отец родом из Мологи, и понятно, что в семье осталось множество вещей, которые были бы интересны посетителям. Я предлагал их в качестве экспонатов, хоть и понимал, что их никто никогда не увидит… Знаете, по-настоящему обидно, что перспектива расширить площади нашего музея действительно существует, и она более чем реальна, но областные власти в этом направлении бездействуют. Все дело в том, что у нас уже давно есть на примете здание, с помощью которого мы могли бы создать целый музейный комплекс.
Оно находится по соседству с музеем Мологского края, по адресу: Преображенский переулок, дом 6. Этот старинный двухэтажный дом является частью усадьбы купца Тюменева. В 1912 году он был подарен Кирилло-Афанасьевскому монастырю (здесь располагалось гостиничное подворье). В середине 90-х гг. ХХ века дом был признан памятником архитектуры, а позже — расселен. Вот только сегодня иначе как пристанищем для бомжей это здание и не назовешь.
Судьба у этого памятника, скажем прямо, сложилась незавидная: он фактически стал общественным туалетом и пивнухой для всякого сброда. Периодически коммунальщики заколачивают окна и двери, но желающих проникнуть вовнутрь это не останавливает. По большему счету, сейчас это здание никому, кроме музея Мологского края, и не нужно… Ведь здесь можно было бы создать музей всех затопленных территорий! Это и Рыбинский район, и Вологодская область, и Тверская… Получился бы по-настоящему масштабный проект, который стал бы центром притяжения туристов.
Если в ближайшем будущем у здания не появится хозяин, то его может постичь судьба многих подобных памятников Рыбинска: оно попросту разрушится.
— Вообще, для того чтобы разместить в здании экспозицию музея Мологи, его необходимо передать из городской муниципальной собственности в областную (музей Мологи — это филиал Рыбинского музея-заповедника, который является государственным учреждением Ярославской области), — рассказывает Сергей Черкалин, директор историко-художественного музея-заповедника. — Городские власти готовы его отдать в региональную собственность, только вот область брать здание на свой баланс не хочет. Конечно, на восстановление нужны средства.
По приблизительным подсчетам, это порядка 50 млн. рублей. Но как нам кажется, этот проект вполне реален. Понимаете, концепция развития музея Мологи напрямую зависит от того, где он будет располагаться. Если это будет здание в Преображенском переулке, то это будет выставка, посвященная самобытности Мологского края, его усадьбам. Если же она будет располагаться в старом здании музея, это будет уже совершенно другое направление — Молога в 20 веке. Но в любом случае музей просто необходимо развивать. Это может благотворно повлиять на развитие культуры и туризма в Рыбинске».
Как показывает практика, реставрация отдельно взятого дома — вещь вполне реальная. На сегодняшний день мы можем видеть массу примеров преображения таких же развалин, обретающих вторую жизнь после реставрации. И здесь речь идет не о фантастических вложениях, а о вполне реальных для области деньгах.
Так или иначе, этому дому хозяин необходим. Было бы очень обидно из-за такой равнодушной, даже бездушной, позиции областных властей потерять уникальный объект культурного наследия, который мог бы не только дать новое развитие музею Мологи, но и повысить внимание к региону как к родине «русской Атлантиды».
Евгения Николаева