Любой механизм, будь то простенькая бытовая техника или сложный прибор для научных исследований, состоит из деталей. Их сотни и тысячи, и каждая имеет свои функции и исполняет только ей присущую работу.
А сколько деталей в авиационном двигателе – механизме, который обременен не только обязанностью поднимать в воздух летательный аппарат! Он должен обеспечить безопасность людей, готовых доверить ему свои жизни.
В августе 2004 года две компании – рыбинское НПО «Сатурн» и французская Snecma Moteurs – объявили об учреждении совместного производственного предприятия «ВолгАэро». Задача ставилась непростая – организация с нуля производства деталей для нового российского двигателя SaM146, к тому времени уже выигравшего конкурс для самолета Sukhoi Superjet 100, и двигателя СFМ56, считающегося одним из самых успешных гражданских двигателей в мире.
Тогда же акционеры приняли решение о том, что управление предприятием, инвестиции и даже количество заказов – все должно происходить на паритетной основе: пятьдесят на пятьдесят. И в Рыбинске появился завод в заводе – «ВолгАэро» на площадях НПО «Сатурн».
Сегодня «ВолгАэро» — это 10 000 квадратных метров производственных площадей. Годовой объем производства составляет 16 миллионов долларов. В 2011 году здесь выпустили 15 комплектов деталей для SaM146 и 506 барабанов бустера для СFМ56. В этом году количество изготовленных деталей увеличилось: по российскому заказу уже изготовлено 25 комплектов, а до конца года всего их будет 48. План 2013-го – 96 комплектов для SaM146 и 300 барабанов бустера для французского двигателя.
— Номенклатура изделий «ВолгАэро» – это 20 основных деталей российского двигателя плюс весь объем обвязки. А это более двухсот кронштейнов и шестидесяти трубопроводов, — рассказывает генеральный директор предприятия Виталий Клочков.
Кстати, родился Виталий в Рыбинске. Окончил Рыбинский авиационный технологический институт (ныне РГАТУ). в 2000 году начал работать в НПО «Сатурн» сначала сборщиком, затем мастером, заместителем начальника цеха. Считает, что любой ИТР должен начинать с самых низов и уметь крутить гайки, то есть полностью разбираться в своем продукте.
В 2009 году Клочков выиграл грант на обучение во Франции. На Россию было выделено всего два гранта, один — для космической отрасли, второй – для авиационной. Полтора года обучения в Тулузе завершились на родине приглашением работать в «ВолгАэро». И с 2011 года 37-летний Виталий Клочков является генеральным директором предприятия.
Он хорошо владеет английским языком, слегка – французским (улыбается – «понимаю»). Любит спорт, особенно лыжи. Гордится своим родным Рыбинском и с удовольствием говорит о том, что город в последние годы развивается особенно активно.
Виталий Клочков показывает производство. Большой и светлый цех разделен на несколько предметно-ориентированных линий. Оборудование установлено так, что позволяет на выходе каждой линии получать деталь, готовую к отгрузке заказчику. Станки с числовым программным управлением – как рабочее место программиста.
Здесь чисто и светло, аккуратные стопки бумаг лежат на рабочем столе, и оператор задумчиво смотрит в монитор компьютера. Различие с офисным вариантом лишь в том, что за спиной работника стоят огромные машины, в недрах которых рождаются детали авиационного двигателя. А выстроенные в линейку станки с ЧПУ становятся единой системой, где каждое звено выполняет свою работу, но результат — общий.
— На предприятии были разработаны типовые технологические процессы, и уже под них были сформированы предметно-ориентированные производственные линии, которые рассматриваются как отдельный центр затрат и прибыли, — рассказывает Виталий Клочков. — Это ускорило процесс изготовления деталей и оптимизировало работу операторов.
Оптимизации и улучшениям на «ВолгАэро» придают особое значение. Экономия времени и производственного цикла, в течение которого заготовка приобретает вид готового изделия, означает снижение издержек всего производства. И линии в цехе, как конвейер, на выходе которого стоит контролер. Стоит, конечно, весьма образно, потому что контроль на предприятии воспринимается не как отдельное действие, а как рабочий принцип.
— Показатели качества рассматриваем каждую неделю и каждый месяц подводим итоги, — говорит директор по общему качеству «ВолгАэро» Жером Дюмон. — Стандарты качества на рыбинском предприятии такие же, как в Snecma Moteurs. До идеала — ста процентов качественной продукции — мы еще не дошли, но стремимся приблизиться. Думаю, что в следующем году наши результаты будут такими же высокими, как на французском производстве.
Жером Дюмон по образованию инженер. Родился в Нормандии, образование получил в Леможе. С 2011 года работает директором по общему качеству «ВолгАэро».
В Рыбинск приехал в 2005 году, как рассказывает сам, в то время знал по-русски одно слово – «здравствуйте», да и то выговаривал с трудом. Сегодня общение с ним на русском языке не напрягает, говорит он почти без акцента. Считает, что выучился дома. А домом для Жерома теперь стал Рыбинск, где живет его семья. Нет, он не привез ее из Франции. Он женился на жительнице Рыбинска. И недавно у него родился сын — Григорий Жеромович Дюмон, гражданин двух стран — России и Франции.
Жером тоже любит лыжи. Но только горные. Попытки поставить его на традиционную лыжню успехом не увенчались, говорит, что не понравилось. Любит природу, поэтому с удовольствием проводит время не только в Рыбинске, но и в его окрестностях.
Особенно гордятся руководители линией химического травления, которая помогает выявить структуру металла. Она абсолютно безопасна с точки зрения экологии. Жером Дюмон утверждает, что после очистки сточная вода становится даже чище той, которой пользуются жители Рыбинска. Во всей Евразии таких линий всего две — в Рыбинске, на «ВолгАэро», и во Франции, в Snecma Moteurs. И когда о безопасности говорит француз, ему, безусловно, веришь, потому что экологические стандарты в России и за рубежом – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Впрочем, разницу почувствует любой, кто знаком со станочным производством. В цехе «Волг-Аэро» светло и просторно. Здесь не приходится перешагивать через металлическую стружку и нет никакой необходимости затыкать уши от шума. Здесь лазерная резка и сварка аккуратно прикрыты от посторонних глаз шторками, а рентген, используемый для контроля, имеет лучшую защиту, чем медицинские приборы.
Однако не все так безоблачно на горизонтах российско-французского предприятия. У «ВолгАэро» возникла проблема — кадровая.
— Программа изготовления двигателей SaM146 растет, и это требует расширения штата и производства, — говорит Виталий Клочков. — В 2012 году наши акционеры инвестировали в предприятие около двухсот миллионов рублей. Один новый механообрабатывающий центр уже приобретен и почти смонтирован, второй находится на таможенной очистке.
Когда новое оборудование начнет работать, предприятие будет готово выйти на планируемые мощности — 120 комплектов деталей в год для российского двигателя. Это, естественно, потребует и дополнительного штата работников: рабочих, технологов, операторов станков с ЧПУ.
— Средний уровень зарплаты на «ВолгАэро» — 25,5 тысячи рублей, — рассказывает генеральный директор. — Предприятие проводит социальную политику. Наши работники включены в дисконтную программу НПО «Сатурн», обеды для них стоят 35 рублей в день.
— Для наших специалистов открываются перспективы карьерного роста, — говорит Жером Дюмон. — Многие профессии предусматривают обязательное обучение и практику на предприятии Snecma Moteurs.
Однако все эти преимущества отнюдь не обещают легкой жизни. Например, контролеры, прошедшие обучение во Франции, допускаются до работы только после сдачи экзамена. А для этого нужно проинспектировать 500 деталей и не допустить ни одной ошибки.
Для того чтобы у рыбинцев, студентов РГАТУ и авиационного колледжа была возможность познакомиться с «ВолгАэро», 1 сентября, в День города, предприятие открывает свои двери для всех желающих с 10 до 14 часов.
Для этого надо предварительно записаться по телефону 29-42-30.