Главный режиссер Рыбинского театра кукол Александр Быков недавно отметил 60-летний юбилей. Из них более половины жизни он посвятил сцене – как руководитель самодеятельного коллектива, артист, режиссер. Сегодня он подводит итоги, делится опытом и с оптимизмом смотрит в будущее.
Александр Быков родился в городе Воронеже в простой семье. Мать работала кондуктором на трамвае. И все же тяга к сцене проявилась очень рано. С самого детства он занимался в местном Дворце пионеров в пионерском театре.
— Первую свою роль помню хорошо. Это был заяц – добрый и шустрый – в сказке «Волшебный фонарь». Потом было много выступлений, концертов, новогодних постановок.
Поэтому, окончив школу, Александр, не раздумывая, поехал в театральный институт, покорять Москву. Однако Москва не покорилась. Пришлось осваивать совсем другую стезю – идти на завод учеником слесаря, поступать на вечернее отделение Воронежского университета на геолога. Но уже первая сессия показала, что это не его, и молодой человек вновь решил поступать на артиста драматического театра. На этот раз в Горьковское театральное училище. Но и там не пришлось учиться долго – забрали в армию. И вот опять судьба, кажется, проверяла мечту Быкова на прочность. Через два года в горьковской театралке уже не было ни его курса, ни нового набора. Нужно было что-то решать. И так в жизни молодого мечтателя появился Рыбинск.
Здесь, в городе на Волге, он отдавал долг Родине. Здесь же обрел любовь и семью. Поэтому идея переехать в Рыбинск, на место службы, родилась сама собой. Здесь же решил осуществить мечту своего детства о сцене. И в 1979 году окончив режиссерско-театральное отделение Московского университета культуры, молодой режиссер самодеятельного театрального коллектива перешагнул порог дворца культуры «Полиграфмаш», где и проработал десять лет. Уже в начале восьмидесятых театральному коллективу под его руководством присвоили звание народного театра.
— Спектаклей ставили много. «Ночь после выпуска» Тендрякова, «Святой и грешный» Варфоломеева, «Старший сын» Вампилова, «А зори здесь тихие», «Последние» Горького… – вспоминает Александр Владимирович. — Крепкая классика, да и коллектив подобрался неслабый, несмотря на то, что актеры, конечно, были самодеятельными. Среди них Сергей Черкалин (ныне директор музея-заповедника), Ирина Пазухина (преподаватель РАК), Николай Денисов, который потом работал актером.
Но с наступлением перестройки людям стало не до искусства, не до спектаклей и концертов – как бы выжить.
— Человек занимается самодеятельностью, когда у него спокойно на душе, все в порядке в семье и на работе. Тогда он может посвящать время досугу. И до сих пор в современной России людям еще не до этого. Они, особенно молодежь, обуреваемы заботами, как бы заработать больше денег, выбиться, пробиться, ухватить. Инстинкты частнособственнические самодеятельность убивают. Может быть, она и возродится, когда наступит другое время, и люди поймут, что не в деньгах счастье, — делится жизненными наблюдениями режиссер.
В 1989 году коллектив ДК «Полиграфмаш» развалился, потом закрыли и сам дворец – нужно было что-то решать. Поэтому, когда Александра Быкова пригласили актером в театр кукол, он отказываться не стал.
— Профессия была новая, неизвестная, привыкал достаточно сложно, — признается он. — Но, видимо, что-то зацепило. Мне всегда нравились лица детей в зале, их открытое, непосредственное восприятие. В те сложные времена я как-то душой оттаивал благодаря детской публике». К тому же общение с ребятней было не в новинку. В ДК Александр Владимирович с удовольствием занимался с ребятами в студии, ставили детские спектакли, да и стаж работы Дедом Морозом был у него приличный. В общем, в кукольном театре Быкову пришлось по душе, и он приложил все силы, чтобы освоить новую для него профессию. «Самая большая сложность здесь — выражать образ через куклу. Оживить ее, вдохнуть в нее эмоции не просто, — рассказывает он.
В 1992 году он уже как режиссер ставит свой первый кукольный спектакль – «Золушку». Но при этом Александр Владимирович не оставлял и актерской профессии – ни в 2002 году, когда его только назначили главным режиссером театра кукол, ни теперь.
Десять лет у руля театра для детей – огромный опыт, целая эпоха.
— Я убежден, — говорит Быков, — что кукольный театр должен быть очень добрым, уютным, домашним, притягательным. И внятным для детей. История, рассказанная со сцены, должна эмоционально затронуть маленького человека. Сейчас, на мой взгляд, не хватает доверительного языка. Телевидением воспитывается клиповое сознание, когда перед ребенком пробегает набор картинок, которые не позволяют сопереживать, искренне болеть за героя, смеяться вместе с ним, плакать… И еще – в детском театре должны быть очень четкие границы между добром и злом. Если они размыты, если добро может вдруг обернуться злом, дальше человека несет в непонятную нравственную атмосферу: «Почему нельзя предать кого-то, чтобы получить выгоду?». Бессовестные люди, на мой взгляд, — самые страшные.
Потому и репертуар в своем родном театре главный режиссер подбирает соответственный – добрую классику, проверенную временем драматургию. В новом сезоне здесь готовят премьеры: «Кот в сапогах», «Теремок» в новой интерпретации, «Снежную королеву».
В последнее время в афише стали появляться и спектакли для взрослых — «Шиш, или Как мужик с царем поссорился», «Мальчик-с-пальчик» для семейного просмотра. Что это – дань моде или коммерческий интерес?
— Я это объясняю тем, — выражает свое мнение Александр Владимирович, — что в театре появляются актеры, которые уже по своей зрелости перерастают традиционный репертуар. Они размышляют, растут, им хочется выйти на новый уровень в своей профессии. И, слава богу, такие артисты в театре есть. В первую очередь это заслуженные артистки России Наталья Котова и Ольга Демидова.
Оставаясь верным своим нравственным основам, театр кукол все же меняется. И сегодня уже невозможно ставить спектакли, как двадцать или десять лет назад.
— Лучше стала световая и звуковая аппаратура, мы привлекаем новых художников, которые работают с современными технологиями. Пробуем теневой театр, театр марионеток, добиваемся новой выразительности, стараемся раздвигать рамки своего существования, – говорит об изменениях родного детища главный режиссер.
Творческому поиску помогают яркие события, встречи с другими театрами на гастролях и фестивалях, которых в последнее время у Рыбинского театра кукол становится больше. Наших кукольников с восторгом принимают зрители и коллеги в Костроме, Иванове, Воронеже, в Челябинской и Архангельской областях. Такие поездки вдохновляют, признается Александр Быков:
— Счастье – видеть глаза детей в зале, интерес со стороны специалистов. Я люблю свою профессию, живу ею. Иначе ничего не получится.