Нужен ремонт бытовой техники? «Открою газету с частными объявлениями, найду номер», - думает рыбинец. Найти частника-шабашника нетрудно, но вот окажется ли он грамотным специалистом - большой вопрос.
Зачастую после «шабашных» ремонтов испорченной техникой занимаются мастера сервисных центров. К сожалению, порой к этому моменту она не подлежит реанимации.
— Обращение к частникам объясню менталитетом горожан — телефон под рукой, почему бы не набрать? — комментирует руководитель сервисной службы «Техносервис» Владимир Удальцов. — Мы не раз исправляли последствия непрофессионального ремонта бытовой техники.
Так однажды к Удальцову попал дорогой холодильник Bosch немецкой сборки. Хозяева пояснили — когда техника начала барахлить, вызвали частного мастера. Тот сказал, что в холодильнике не работает компрессор. Но произведенный ремонт ситуацию не исправил. Тогда и приняли решение продать его на запчасти.
— Наш специалист установил причину дефекта и отремонтировал плату управления, холодильник вновь заработал и до сих пор находится в исправном состоянии, — говорит Удальцов.
Нередко частные мастера, вместо того чтобы устранить причину утечек в холодильниках, просто заправляют их хладагентом. Неудивительно, что через короткое время владельцы техники вновь сталкиваются с необходимостью вызывать ремонтника. При этом частники дают, как правило, на такие работы гарантию сроком на один месяц и без какого-либо документального подтверждения, в то время как у легальных сервисных центров гарантия составляет от трех месяцев до полугода.
От рук частников страдает и другая дорогостоящая техника.
— Наш инженер ремонтировал стиральную машину не из дешевых. Попутно хозяева рассказали историю предыдущего, не увенчавшегося успехом ремонта, который выполнял частник. Сначала тот ремонтировал плату, но результата не было, потом поменял запчасть - то же самое. После безуспешных попыток он просто перестал отвечать на звонки клиентов, — говорит Удальцов.
Специалист сервис-центра отремонтировал технику, и причину поломки он нашел не там, где искал ее горе-мастер.
— Бытовая техника — сложные устройства, ремонтировать которые могут только квалифицированные специалисты. У сервисных центров есть возможность обратиться в службы техподдержки производителя и получить грамотную консультацию по вопросам ремонта, — продолжает руководитель.
Возможно, услуги частника дешевле? Но разница в цене невелика, а порой ее просто не существует. У фирмы, работающей официально, есть прейскурант, а частнику ничто не мешает назвать стоимость своей услуги «от фонаря».
Есть и другой вопрос — если ремонт делают некачественно, почему граждане не защищают свои права? Частники работают как физические лица, они нигде не зарегистрированы, не платят налогов и фактически не оставляют никаких данных, кроме номера телефона, который легко сменить, что они и делают, устав выслушивать претензии очередного недовольного их работой клиента.
Документально факт обращения гражданина к шабашнику не фиксируется, письменных договоров не составляется. Нет бумажки - нет и гарантии, что отремонтированная техника будет работать, что мастер несет ответственность.
Конечно, и у официальных фирм, занимающихся ремонтом бытовой техники, бывают неудачи, но, по крайней мере, на них можно найти управу, обладая всеми необходимыми документами, да и скрываться от недовольных клиентов сервисному центру проблематично.
Кому-то покажется, что все перечисленные выше факты - просто попытка очернить конкурентов, но будем откровенны до конца, ведь сами частники и занимаются той самой недобросовестной конкуренцией. В каждой газете можно встретить десятки объявлений, которые у предпринимателей, работающих на законных основаниях, исправно платящих налоги, вызывают только раздражение.
Ремонт бытовой техники, изготовление мебели, услуги строителей (ремонтников, сантехников), парикмахеров, мастеров маникюра, массажистов на дому. Все эти люди работают нелегально, причем избавлены от многих проблем, которые актуальны для их коллег. Им не надо оформлять предпринимательство, платить аренду, налоги, периодически подтверждать квалификацию. И при этом они с легкой душой могут ни за что не отвечать. Как говорится, чтоб я так жил.
Такое положение дел легальных предпринимателей, и в первую очередь официальные сервисные центры по ремонту бытовой техники, не устраивает. Недавно они инициировали обращение в администрацию города с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Взывать к гражданской ответственности в данном случае дело бесполезное, ведь речь идет о материальной выгоде.
Значит, нужно действовать по-другому: обязать граждан, предоставляющих услуги частным образом, встать на учет в Межрайонную ИФНС по Ярославской области или приобрести патент, а лиц, не желающих осуществлять официальную предпринимательскую деятельность, привлекать к ответственности.
— Проблему обсудили на совещании с участием специалистов контрольно-надзорных органов, сотрудников рыбинской полиции, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, — рассказала главный специалист отдела потребительского рынка Ирина Иванова. - Приняли решение разработать мероприятия по пресечению нелегальной коммерческой деятельности физлиц. Такие меры необходимы и чтобы защитить рядовых граждан, которые зачастую оказываются юридически незащищенными, обращаясь за услугами к частникам.
Напомним, несколько лет назад аналогичная ситуация сложилась с незаконными предпринимателями, организовавшими подпольные (по-другому и не скажешь) магазины по продаже товаров для детей. Тогда, после вмешательства сотрудников полиции, удалось навести порядок, хотя не исключено, что сейчас такие «магазины» переживают второе рождение. Поэтому очевидно, что для того чтобы искоренить нелегальный бизнес, необходим жесткий, а главное, постоянный контроль.