На презентации нового номера журнала «Углече поле» в ЦЛС «Демино» бахорили и комедничали. Вслед за рыбинцами и угличанами главными героями краеведческого издания стали кацкари.
— Я вижу, нонче все гляженные к нам мазистые примаскалили. Смуслите, про что я бахорю? — с хитрым прищуром обращается к собравшимся в деминском ресторане «Пристань» Сергей Темняткин, главный хранитель Этнографического музея кацкарей.
— Говор у нас особенный. «Гляженной» - это посетитель, «мазистой» - красивый, «примаскалить» - приехать, а «даромо» (с ударением на первый слог) «хорошо» значит. Не знаю, как у вас в Рыбинске, а у нас в Мартынове после каждой покупки в кошельке изъян. Потому кацкарь обязательно скажет: «Я обызъянился, например, колбасою», так проходит обязательный ликбез перед «комедничаньем» сценками деревенского комического театра.
Давать уроки кацкого диалекта, чудом выжившего в пору глобализации, Сергею Темняткину не впервой и явно в радость. Двадцать лет назад он создал Этнографический музей кацкарей, чьи предки облюбовали века назад тихие берега речки Кадки. Благодаря музею в 21 веке Кацкий стан вырос в настоящий культурный феномен, а небольшая деревушка Мартыново в 25 километрах от Углича с населением в 146 человек ежегодно принимает у себя более двадцати тысяч (!) туристов.
Популярность«субэтноса», затерянного в ситцевых русских полях, растет как на дрожжах. В этом году носителей «кацкой речи» даже пригласили участвовать в шестом Международном фестивале языков, где местный диалект был представлен наравне с французским, английским, белорусским и украинским языками.
В чем причина такого паломничества «заволосных» (то есть приезжих)? В столичной моде на бегство от цивилизации и всякого рода дауншифтинг? Или в скромном обаянии деревни? Или в самих бережливых хранителях старины и народных традиций?
Темняткин уверен, что кацкарям есть что показать и о чем поведать миру. Да и вообще народ это прелюбопытнейший. Ведь они, как сами с гордостью заявляют, состоят в родстве аж с английской монаршьей фамилией. Есть среди них и знаменитости. Мачо российского кинематографа Даниил Страхов, например, тоже «кацкого покону».
Сейчас кацкари имеют сайт в Интернете и даже выпускают свой краеведческий журнал «Кацкая летопись». Издание сие, между прочим, является долгожителем: в этом году ему исполняется двадцать лет. Не всякая городская периодика доживает до такого почетного юбилея. И словно в подарок к большой дате, журнал «Углече поле» собрал лучшие статьи «Кацкой летописи» и представил их в непривычном глазу полноцвете и глянце.
На обложке журнала пестрые ряды тканых половичков, которые до сих пор мастерят в Кацком стане. Под обложкой на 140 страницах разносторонний и нескучный портрет кацкарей: чем живут, откуда свой род ведут, какие предания помнят и что за стихи слагают. На мой взгляд, получилось даромо.