Темы 7 ноября 2012 22:52

Михаил Самойлов: «Я не один, нас много»

10 ноября российские полицейские отмечают профессиональный праздник. Традиционно коллеги поздравляют друг друга, в СМИ появляются не только сводки, но и тематические материалы, истории о заслугах.

Так вышло, что как­-то в разговоре с одним знакомым вырвалось: «Про кого написать, чтоб без официоза. Вот про кого бы ты стал читать?» На этот, можно сказать, крик души быстро последовал ответ: «Про Самойлова».

«Почему именно я? Нас много», — по телефону ответил старший оперуполномоченный ОУР, майор полиции Михаил Самойлов, и через несколько минут к редакции подъехала «Лада калина», из которой появились четверо улыбающихся молодых мужчин. «А сфотографируйте нас всех вместе, -­ попросил Михаил, -­ это мои ребята».

    Мечта с 5­ класса

Родился Михаил Самойлов  30 января 1975 года в селе Воскресенском Некоузского района. Затем с родителями переехал в Тверскую область, но уже через год семья вернулась в родные края, в Рыбинский район, в село Сретенье.

«Там я и закончил среднюю школу. Учился неплохо. Наверное, потому, что много читал, ­- рассказывает Михаил. -­ Очень любил перелистывать энциклопедию, все двенадцать томов. Обожал читать «Старую крепость» Владимира Беляева, интересовался книгами о сотрудниках милиции в годы Великой Отечественной».

Продолжая тему любимых произведений, Михаил делится впечатлениями о своей нынешней настольной книге, любую страницу которой он цитирует практически наизусть:

«Не могу смотреть «Антикиллера» вообще! Куценко в роли Лиса ­- мрак, день и ночь. Читая Корецкого, у меня складываются свои образы, свои типажи. И этот актер не попадает в точку вовсе».

Отработав после школы полгода трактористом в колхозе, Михаил отправился служить. После армии трудился оператором газовой котельной.  «Времена были шаткие, путной работы не найти, решили с товарищем пойти в ОМОН. Повезло, командировки не выпали на неспокойные годы».

Спустя год Михаил Самойлов поступил в территориальный пункт милиции в микрорайон Копаево.

«Взяли в патрульно-­постовую службу. Это был единственный на то время ТПМ в Ярославской области, ближайший подобный разве что в Башкирии».

Позже молодого человека,  закончившего среднюю школу милиции, заметили и пригласили в рыбинское УВД, в созданную группу по расследованию краж цветного металла.

«Руководил нами Александр Яковлевич Кочетков, который впоследствии и предложил мне, нет, можно сказать, настоял на том, чтобы я остался в уголовном розыске».

    Дядя Миша, отпусти

«В следующем году мне уже на пенсию, -­ говорит Михаил. ­- Быстро время летит…». В начале 2000­х Самойлова практически без подготовки взяли в ВОУР младшим оперуполномоченным, в группу по раскрытию квартирных краж к заместителю начальника уголовного розыска Михаилу Соловьеву. Параллельно Михаил получал высшее образование в Смоленске, в филиале Московского университета МВД России.

«За десять лет чего только ни было, а вспоминаешь некоторые эпизоды лишь тогда, когда сталкиваешься с похожими. Если взять период с 2002­ по 2005­, то это был просто вал квартирных краж. В городе не было ни одного дома, куда бы не забрались -­ по 5­6 случаев в сутки. Особых курьезов не помню, меня не грабили, тьфу­-тьфу-­тьфу, -­ смеется Михаил. ­-  Потом был всплеск грабежей. Сейчас вот квартирам предпочитают офисы, процветают мошенничества».

Раскрытие каждого преступления требует кропотливой работы, и погони теперь случаются редко.

«Догонять кого-­то вообще нечасто приходится. Недавно, правда, произошла нестандартная ситуация. Смотрим, парень бежит. Ну ладно, думаем, бегают-­то все, а тут уж как­-то слишком быстро бежит и руку под мышкой держит. Проезжаем метров десять, видим, девушка мечется из стороны в сторону. Тут все стало понятно. Парень  ­ шмыг во дворы, а нам не проехать ­- бордюры. Мне пришлось бежать, а автомобиль отправлять в объезд. А парень молодой, шустро бегает. На ходу выкидывает кошелек, затем роняет свой мобильный. Пока я все это за ним подбирал, расстояние, понятно, увеличилось, а его и след простыл. Да только, оказалось, он не вперед убегал, а  нам навстречу. Надеваем наручники и слышим стон: «Дядя Миша, отпусти­..»Смотрю, да это известная личность. Не видел его лет десять, он тогда домушничал. Теперь вот у зазевавшейся девушки банковскую карту вытащил, -­ рассказывает Михаил Самойлов и добавляет: ­  Жулики все меня знают, после освобождения на улице здороваются».

    Мои -­ лучшие

«Допекает, конечно, работа. Каждый день ­ оперативка, и вперед ­ «до забора». Сколько раз хотелось все бросить. Но тут уж все свое, родное», -­ говорит Михаил. По распределению его группе достался центр города ­ от улицы Свободы до собора, самые злачные места ­ — «Джокер», «Эльдорадо», «Константин», «Юбилейный», рынки.

«Наш народ ни пить, ни гулять толком не умеет, за вещами не следит. Отсюда проблемы. В итоге возвращаешься домой за полночь, родные ворчат».

В основном группа Самойлова прогнозирует преступления, работает, так сказать, на опережение.

«Вот мужчина заходит в заднюю дверь переполненного автобуса, стоит на нижней ступеньке. Понятно для чего. Все сумки на удобном уровне… А вот цыгане по-­другому работают. В основном на рынках и в магазинах, где народу побольше. Прижимают пакет к руке. И из-­под него либо режут сумки, либо просто вытаскивают ценные вещи. Схемы одни и те же, ничего нового. Только по-­прежнему интересно в глаза их смотреть, когда задерживаешь».

На вопрос, приходится ли рисковать здоровьем, Михаил отшучивается: «Что делать, работа такая! А если серьезно, ругают нас руководители за отчаянность, но мы­-то знаем, они и сами из оперативников, на нашем месте так же бы поступили. А бывает ли на самом деле страшно? Нет, скорее всего некий мандраж, адреналин что ли, когда выжидаешь преступника».

Отвлечься от работы Михаилу Самойлову помогает общение в социальных сетях, но даже там все чаще приходится кого-­то искать: «Теперь «В контакте» и «одноклассниках» — кладезь информации, потерпевшие и сами, бывает, помогают нам, находят подозреваемых, как говорится, через «друзей друзей», по фотоальбомам».

Приближающийся праздник майор полиции отметит вместе со своими коллегами.

«Хорошая команда у нас собралась. Каждый ­ профи. Руководитель наш, Владимир Морозов, ­- аналитический мозг! Может запись видеонаблюдения перематывать и смотреть часами! И ведь обязательно найдет какую-­нибудь зацепку, он точно оценивает любую ситуацию и подмечает такие важные мелочи, которые не заметят другие. А вот Роману Сорокину покажи любого жулика, так он сразу выдаст, в каком году его задерживали, за что, где он живет. Иван Грибов скрупулезен в документации, крепкий парень ­- самбист. Дмитрий Кокарев в любое время суток готов к службе и без лишних вопросов, с ним я уже десять лет вместе, вижу чаще, чем свою жену, -­ улыбается Михаил. -­ Наша группа раскрыла больше преступлений, чем в среднем уголовный розыск. Подсчитали, за 9 месяцев на человека около 20 приходится. А у Димы ­ 45, у Вани ­ к 40, у Ромы ­ чуть поменьше, около 30, да и то потому, что приболел».

Ольга Неробова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме