Мнение 21 ноября 2012 10:39

Высший пилотаж рыбинских авиамоделистов

Тренер Сергей Колонсков — об авиамоделизме в Рыбинске

Успех рыбинских спортсменов на прошедших на Украине соревнованиях FRI  FLAY HOLIDAY­2012 стал поводом для разговора с тренером спортшколы «Темп» Сергеем Колонсковым о вчерашнем и сегодняшнем дне отделения авиамоделизма -­ одного из технических видов спорта.

Сергей Юрьевич, авиамодельный спорт в Рыбинске имеет долгую историю…

­ Основоположник планеризма в нашем городе — хорошо известный среди российской авиамодельной общественности Виталий Ехтенков, ставший  в 1973 году чемпионом мира среди свободнолетающих моделей планеров Ф1А. Кстати, первым в области чемпионом мира! Есть у нас и мсмк по резино-моторным моделям Вадим Аникин.

Надо отметить, что в Рыбинске всегда были очень сильно развиты технические виды спорта. Начало было положено в послевоенные годы в Доме пионеров на ул. Чкалова. Сотни работников моторостроительного завода занимались в секции авиамоделизма в  ДК «Авиатор». А сколько кружков действовало открыто от приборостроительного завода на базе технического клуба «Моделист» на бульваре 40 лет Победы! Авиа­, судомодельный, радиокружок, фото­, киностудия…

Клубы «Юных техников» работали в ДК «Радуга», в Волжском, в Переборах. Потом был построен Дом юных техников ­ ныне ЦДЮТТ.

В 70-­80­е годы «досаафовские» виды спорта культивировались очень активно, на каждом шагу висели плакаты с изображениями мальчишек с кораблем или самолетом. Вся техническая элита города выросла в таких секциях. К сожалению, сейчас другие времена, другое отношение и внимание к техническим видам спорта. Молодежи с детства внушают, что работать руками они не будут, а станут преуспевающими менеджерами. Вот только что продавать будем, господа?

 

­

­ Увы, технические виды спорта сегодня не получают должной поддержки…

­ В последние годы материальная поддержка государством технических видов спорта, к которым относится авиамоделизм, становится все меньше. Наши проблемы мало кого волнуют, но мы продолжаем работать, хотя условия с каждым годом становятся сложнее. Досада берет, что из того огромного количества секций авиамоделизма осталось всего две: у нас, в СДЮСШОР «Темп», и в ЦДЮТТ. Для такого большого города это, конечно, очень мало. Да что в городе, в области не осталось ни одного эксперта в области технических видов спорта.

Произошла страшная подмена: авиамодельный кружок теперь зачастую подразумевает лишь уровень бумажных самолетиков. Исчезают не только специалисты, способные вести спортивные кружки, но и используемые технологии изготовления моделей. Ведь куда проще купить в магазине радиоуправляемую модель и запускать…

Но мы принципиально делаем их своими руками. Наша секция, где занимаются как юные, так и взрослые спортсмены, специализируется на «классике» -­ свободнолетающих моделях F1, которые не управляются, а программируются в полете, для чего в них встроен часовой механизм ­ таймер. В этом классе моделей ограничено все: взлетный вес, площадь крыла,  время работы двигателя… Но главная сложность ­ ты не можешь влиять на полет модели после того, как выпустил ее из рук, она летит сама. Нужно попасть в восходящий поток теплого воздуха, а это задача не из легких.

­ В чем еще особенности состязаний среди свободнолетающих моделей?

­ Согласно международным правилам соревнования  в классах свободнолетающих моделей состоят из 5­7 туров. В каждом ­ модель планера, запускаемая со специальной нити ­ леера ­ длиной 50 м, должна «парить» в течение трех минут. После срабатывает механизм принудительной посадки. За отведенное время модель может подняться на высоту 200­-500 м и улететь в зависимости от силы ветра на расстояние 2­3 км от стартовой поляны.

Спортсмен за определенное время должен найти свою модель, вернуться на место и приготовиться к следующему туру. Участники, получившие по результатам всех туров максимальный результат, выходят в финал, где и начинается самое интересное. Продолжительность полета увеличивается до 5­7 минут, но главное ­ запускают модели в тихую безветренную погоду, когда мало восходящих потоков. Выигрывает тот, чья модель смогла взлететь выше всех, показав более высокое аэродинамическое качество.

На прошедшем на Украине международном турнире наш ведущий спортсмен кмс Дмитрий Летунов занял почетное 3­е место. Это очень сильный результат, если учесть, что в классе моделей планеров было представлено 5 стран: Россия, Украина, США, Румыния и Белоруссия. Соперниками Дмитрия среди соотечественников были члены сборной страны среди юношей и взрослых.

Уточню: соревнования проводились среди свободнолетающих моделей в классе F1А (планеры), F1B (резиномоторные), F1С (таймерные) и состояли из этапа Кубка мира Швейцарии, Кубка Черного моря, этапа Кубка мира Белоруссии. Судейство осуществляли 5 членов международной организации FAI. На одном из этапов среди планеристов лидировал мс Юрий Грушковский (Украина), вторым был чемпион мира 2011 года, змс Юрий Титов (Россия). Мы гордимся, что наш Дмитрий вписался в эту команду.

­ Ваш ученик оправдывает свою фамилию ­ Летунов. А как для него все начиналось?

­ Он пришел в секцию в шестом классе. Как и все, поначалу строил деревянные модели самолетов из липы и сосны. Потом познакомился с самым легким в мире деревом ­ бальзой и композитными материалами. Авиамоделизм помог ему поступить в институт, а затем и окончить аспирантуру, защитить диссертацию. Сегодня он ­ кандидат технических наук и мой коллега.

Мы вместе работаем в КБ «Луч», занимаемся беспилотными летательными аппаратами. Дмитрий делает расчеты для системы управления аппаратом. И другие мои взрослые спортсмены тоже работники КБ. Заметьте, не на предприятии их заинтересовали, и они пришли в авиамоделизм, а наоборот. После работы вместе спешим в секцию. У нас свой адреналин: сделать новую модель лучше прежней. В буквальном смысле планер,  как ребенок, рождается у нас на глазах в муках творчества. С последней моделью Дмитрий нянчился год, каждый день часа три проводил в мастерской.

­ А где вы берете материалы для изготовления моделей?

­ Наш вид не очень материалоемкий, но специфичный. То, что лежит здесь на столах, просто так в магазине не купишь. Вот фольга алюминиевая, что идет на лопасти вертолета, вот бальза -­ дерево, которое произрастает только в одном месте в мире ­ в Чили и которое мы используем для изготовления киля и руля поворота модели самолета. В дело идут знаменитый карбон, композитные материалы. Димина модель, к примеру, состоит из них на 90%, поэтому выдерживает колоссальные динамические нагрузки. При взлете крылья размахом в три метра сгибаются колесом, но не ломаются! В момент отцепления от лески модель еще добирает скорость и выстреливает вверх, будто стрела.

Где достаем материалы? Живем на старых запасах, списываемся с моделистами из других городов, обмениваемся. Применение передовых композитных материалов ­ углестеклопластиков, кевларовых волокон ­ позволило значительно повысить прочностные характеристики планера. Современные модели сочетают в себе высокую технологичность и прочность при достаточно небольшом весе. В авиамодельный спорт пришли электронные устройства, позволившие повысить стабильность показываемых результатов.

Надо отметить, что здесь во все времена опробовалось все самое передовое, что есть в авиации и космонавтике, и то, что еще пока не существует. К примеру, на резиномоторных игрушечных моделях сегодня стоит столько автоматики, вплоть до изменения шага винта и складных крыльев, что «отдыхают» некоторые модели современных самолетов.

­ Насколько популярен этот вид спорта в мире?

­ В мире очень много людей, которые увлекаются авиамоделизмом. Он считается интеллектуальным видом спорта. Человек, который занимается изготовлением летающих моделей, понимает свой престиж. И для любого работодателя это показатель, что сотрудник умеет работать головой и руками.

Купить модель в магазине сейчас не представляет особого труда, но высшим пилотажем считается сделать ее своими руками. Просто летающий образец ­ уже не показатель. Мы делаем свои модели, руководствуясь международными правилами, и, признаться, гордимся, что занимаемся авиамоделизмом не на любительском, а профессиональном уровне. Для нас это уже адреналин, причем азартные чувства овладевают не только в момент запуска, но и в процессе изготовления.

Соревнуешься с соперниками уже тогда, когда делаешь. А победить можно нюансами технологии, аэродинамики. Для этого нужно перелопатить горы информации из таких областей знаний, как аэродинамика, физика, сопромат, программирование, микроэлектроника. Уникальность этого вида спорта заключается в том, что аэродинамика малых скоростей до сих пор остается малоизученной областью науки. Авиамодельный спорт представляет собой сочетание науки, техники, технологии и, конечно, удачи.

­ И все же самое ценное, что ваши мальчишки умеют  мастерить своими руками…

­ Любое моделирование ­ это практический опыт работы с инструментом, различными  материалами. Развиваются такие нужные качества, как аккуратность, вдумчивость, точность, ответственность. Из авиамоделистов вырастают настоящие педанты, ведь они день за днем кропотливо трудятся, чтобы модель была не просто статичной, а работала ­ летала! Мои мальчишки как свои пять пальцев знают сверлильный, токарный, фрезерный станки, умеют на них работать. Сами вырезают, склеивают детали…

Не секрет, что сегодня ощущается большой дефицит технических специалистов, станочников, большинству выпускников технических вузов не хватает практики. Получается, что они открывают для себя мир техники, только придя на предприятие. Смотришь на некоторых инженеров, удивляешься: ты в детстве кубики собирал? Советскую систему образования можно ругать, но технически грамотных людей тогда было больше.

Не надо забывать, что Рыбинск прежде всего промышленный город, и кадры для предприятий нужно готовить сегодня, чтобы завтра не было поздно. Такие секции, как наша, ­ кузница кадров для любого предприятия, здесь закладываются основы технических и инженерных знаний.

Авиамоделисты с их опытом проектирования, конструирования, изготовления, ответственным подходом к делу ­ практически готовые специалисты. Для них разницы нет, что маленькая модель самолета, что большая. Принцип один и тот же. Ответственность воспитывается у них с пеленок, любая ошибка чревата тем, что приходится начинать все сначала.

Уверен, что Самоделкины, Винтики, Шпунтики есть и среди современных мальчишек. Очень хотелось, чтобы им было куда прийти.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме