«Dawn way. Дорога вниз без остановок» привела зрителей на распутье: мир катится в тартарары или все-таки есть надежда увидеть рассвет?
Премьера спектакля состоялась 9 ноября в Рыбинском драматическом театре.
Ты видел?! Я вправо оно вправо, я влево оно на меня… Потом удар, оно на капот, и под колеса! Что это было?!
Человек.
Как человек??? Он же летел… Летел на меня!
Значит, птица.
Такая большая, с человечьим лицом???
По словам режиссера Антона Неробова, он выбрал для постановки весьма редкий в наше время жанр сатирическую комедию. Поощряемое публикой стремление придать репертуару весомость. Выбор остановился на пьесе, написанной современным уральским драматургом Олегом Богаевым.
Богаев фигура весьма известная в театральном мире. Ученик Николая Коляды, лауреат целого ряда литературных премий, в том числе «Антибукера»; спектакли по его произведениям ставятся по обе стороны океана. Его пьеса «Dawn way» вошла в десятку лучших пьес 2008 года. Драматург берет тесную банку сатирической комедии, куда запускает своих разношерстных героев. И наблюдает за ходом эксперимента: какое начало победит в человеке темное или светлое?
Антон Неробов взялся вовлечь в этот эксперимент рыбинскую публику, представив четкую до графичности постановку.
Итак, полсцены занимает неимоверных размеров белый куб. Остальная часть пространства тонет в темноте ночь, затерянное гдето шоссе. Но вот в глаза бьет свет фар, визг тормозов, звон стекла. Машина сбивает человека. За время спектакля он попадет под колеса еще дюжину раз. После каждой аварии из авто выходят люди: молодожены и рабочие похоронной службы, пьяные ДПСники и врачи «Скорой», депутат с телохранителем и суррогатная мать, священники и торгаши курицей-гриль… Все они очутились на безлюдном шоссе случайно заблудились.
Каждый из них оказывается перед выбором: помочь пострадавшему или оставить погибать, свалить с места ДТП, пока никто не видел. И во всех случаях колоритные персонажи проваливают экзамен на человечность, демонстрируя трусость, равнодушие, жлобство….
Где-то после третьего ДТП несколько человек покидают зал: «Не впечатлило, не оправдало надежд, пришли на комедию отдохнуть, развеяться, а здесь такая тоска…» (Не оттого ли и первая чеховская «Чайка» провалилась в Питере, там ведь тоже публика пришла посмеяться).
Они уже не узнают, что посреди дороги в луже крови лежит вовсе не человек, а Ангел. Впрочем, это тоже мало что меняет. Напрасно еле живой он настойчиво протягивает своим убийцам кубики, поворачивая их разными гранями. Никто из них не поддается на «провокацию» и не заглядывает за плоскость своего мирка, где есть проблемы и поважнее чужой смерти. «Люди это пустая затея… Едут куда-то, спешат… А там, вон за тем поворотом дороги, их всех ожидает сюрприз». И от этой бессмысленности становится жутко.
Вот и весь сюжет спектакля. Простой донельзя как черное и белое. Как сама наша жизнь. Вообще простота главная эстетическая характеристика спектакля, как говорит художник Татьяна Петрушова. Извечные, прoклятые вопросы рыбинцы решают в духе радикального минимализма. Крайне аскетичные декорации (помимо упомянутого вращающегося куба, есть еще автомобиль, состоящий из нескольких белых коробок), 8-битная музыка, записанная рыбинцем Михаилом Ершовым и Олегом Никитиным из Краснодара.
Диалоги более напоминают комедийные скетчи и уж точно далеки от шекспировских: шершавый язык маршруток и подворотен, юмор чернее, чем ночь. Опять-таки все, как «в реале», только в сгущенной концентрации. А потому «театральность», проскальзывающая порой в интонациях актеров, резала слух.
Для артистов Владимира Калюкина, Павла Иванова, Аллы Смоленковой, Людмилы Храновской этот спектакль стал экзаменом на профессионализм, так как требует многократного перевоплощения. Все они, кроме Сергея Молодцова, играющего Ангела, исполняют по несколько абсолютно разноплановых ролей. А их в спектакле более двух десятков. Задача одновременно сложная и интересная, признаются артисты.
Олег Богаев известный любитель «приключений слов», всякого рода лингвистических парадоксов. Вот и в «Dawn way» без них не обходится. Тем, кто не слишком преуспел в английском, может показаться, что подзаголовок «Дорога вниз без остановок» всего лишь перевод названия. Но это не так. Драматург ловко жонглирует импортными словами Dawn «рассвет» и Down «вниз». Игра обретает философскую глубину.
Так все-таки дорога вниз или навстречу рассвету? К гибели или спасению ведет путь?
«Если падаешь вниз, то падаешь навсегда и без остановок! Давайте спустимся вниз и как следует разглядим эти падшие души», с такими словами Дьявол обращается к Богу. И тут…
«Смутил момент, когда «разглядывали падшие души», наведя камеру на зрителя. Эффектно, но, на мой взгляд, это лишнее…», - пишет в социальной сети молодая девушка.
«Люди привыкли видеть на сцене какую-то сказку, которой в жизни быть не может, а им преподнесли суровую реальность, которая встречается на каждом шагу. За себя говорю, что была в восторге!» - выражает свое мнение зрительница постарше.
«Совершенно необычное чувство… - размышляет еще один театрал. — Вот ты уверяешь себя, что да, есть мрак, подлость, грязь, но ты во всем этом не замешан, ты белый и пушистый, а тебе вдруг словно таз ледяной воды на голову нет, и ты тоже, ты тоже один из них из тех, кто заблудился…»