Темы 5 декабря 2012

Убрать, нельзя повесить

В Госдуме РФ пытаются найти управу на беспорядочную рекламу, приняв поправки к закону
«О рекламе»

В том, что реклама ­ двигатель торговли, давно никто не сомневается. Настолько давно, что даже древним римлянам, будь у них возможность высказаться сейчас, было бы что сказать на сей счет. Представьте себе, в Помпеях при раскопках было найдено около полутора тысяч настенных рекламных надписей. Одна из них сообщала: «Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сирипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи»…

С развитием торговли, а стало быть, и рекламы, совершенствовались и способы воздействия на потребителя. На античных улицах часто встречались граффити, рекламирующие зрелища и различные услуги. Такой разброд патрициям в сенате совсем не нравился. В результате власти приняли решение создать специальные места для объявлений. Тогда появились выбеленные и разграфленные в клеточку части стен, названные впоследствии «альбумсами». На этих «стендах» углем писали разного рода объявления.

Вот так вот! Наиболее продвинутым в смысле художественного вкуса и эстетики древним римлянам беспорядочная реклама была, что называется, поперек горла. Многим нашим современникам тоже.

 

Нам не по пути

Сейчас рекламным вопросом озадачились российские законодатели, и кто знает, может быть, через некоторое время наши города избавятся от адской рекламной смеси, которая бесцеремонно бросается в глаза чуть ли не на каждом шагу.

Совсем недавно Госдума РФ приняла поправки в закон
«О рекламе». Документом наложено табу на размещение рекламы над проезжими частями дорог, а также ее распространение путем нанесения графических изображений или надписей на стенах, крышах и других элементах зданий, на остановках общественного транспорта, тротуарах и велодорожках, а также вдоль проезжей части. В новой редакции закон также запрещает использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.

Один из авторов законопроекта, зампред Комитета Госдумы по экономической политике Виктор Звагельский, полагает, что такие меры позволят в том числе повысить безопасность дорожного движения, поскольку рекламные перетяжки отвлекают внимание водителей, а увешанные яркими и зачастую безвкусными баннерами фасады домов не отвечают эстетике современного города.

О том, что подход к наружной рекламе надо менять, говорят не только специалисты. На «шедевры» чуть ли не на каждом шагу наталкиваются и рядовые граждане. Например, нам даже далеко от редакции идти не пришлось. В доме №81 по улице Крестовой (который, кстати, несколько лет назад был отреставрирован) располагаются несколько магазинов, владельцы которых стараются как можно громче заявить о себе, в том числе и при помощи рекламных вывесок. В результате фасад практически не виден из­под разномастных «детищ» полиграфии. Самый писк ­ это их сочетание. Так под громким лозунгом «Все для беременных» красуются вывески с рекламой пластиковых окон, входных дверей и магазина «ковры­самолеты». Или взять в качестве примера дом №16 по улице Софийской, который весь пестреет рекламными объявлениями. Зрелище, нужно сказать, не для слабонервных.

 

Рекламная пауза

В департаменте архитектуры и градостроительства администрации города законодательные перемены воспринимают положительно.

Начальник отдела по контролю за объектами строительства и размещению наружной рекламы департамента Юлия Соколова пояснила:

­ Теперь мы сможем предметно объяснить гражданам, как можно рекламировать свой бизнес, а как нет. Плюс еще и в том, что благодаря внесенным поправкам органы местного самоуправления получают право демонтировать конструкции с просроченной или незаконно размещенной рекламой без решения суда. До этого руки у нас были связаны, и даже в том случае, если рекламная конструкция угрожала здоровью и жизни граждан, предпринять что­либо оперативно было сложно. Теперь же, после получения предписания владелец будет обязан в трехдневный срок удалить рекламную информацию, а саму конструкцию демонтировать в течение тридцати дней. Если он этого не сделает, муниципалитет решит эту проблему без его участия, с той лишь разницей, что счет за работы будет выставлен собственнику.

Практически единственный момент в измененном законе «О рекламе», который вызывает большие сомнения у специалистов, ­ увеличение срока заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с пяти до пятнадцати лет. Считается, что это побудит предпринимателей вкладывать деньги в качественные и высокотехнологичные рекламные конструкции.

­ Этот срок настораживает, ­ продолжила Юлия Александровна. ­ Мы судим с нескольких позиций. Во­первых, с точки зрения антимонопольного законодательства не совсем ясно, как при таком раскладе обеспечить равные права предпринимателей. Другими словами, не получится ли так, что один займет выгодное рекламное место на долгие годы, а остальным останется ждать, когда выйдет названный срок?
В плане контроля за надежностью и безопасностью рекламных конструкций установленный срок также вызывает, мягко говоря, недоумение. Ведь они требуют надлежащей эксплуатации, своевременного ремонта и замены при необходимости. Конечно, в договорах все эти моменты прописываются, и в данном случае скорее всего законодатели пошли навстречу предпринимателям, которые сетуют на то, что в течение пяти лет большие рекламные конструкции невозможно окупить. На мой взгляд, это очень спорное утверждение, но тем не менее.

Состояние некоторых масштабных конструкций, а именно билбордов площадью 3 на 6 метров, которые нависают над тротуарами вдоль проезжих дорог, вызывает у рыбинцев беспокойство ­ отдельные конструкции имеют пусть небольшое, но отклонение от вертикальной оси. Стоит ожидать, что в ближайшее время часть этих рекламных конструкций (в первую очередь расположенных вдоль дорог) исчезнет. В департаменте готовы к волне недовольства их владельцев.

­ Речь идет о поиске компромисса, и здесь я согласна с разработчиками законопроекта ­ у нас останется достаточное количество конструкций, которые можно будет использовать, ­ уточнила Юлия Соколова. ­ К несомненным плюсам видоизмененного закона «О рекламе» можно отнести и увеличение размера штрафов за нарушение правил установки и эксплуатации рекламных конструкций. Финансовый рычаг существовал и раньше, но суммы были мизерные. Отныне штрафы увеличены: для граждан они составят от 3 до 5 тысяч рублей (сейчас 1 ­ 1,5 тысячи), для должностных лиц ­ от 30 до 50 тысяч рублей (сейчас 3 ­ 5 тысяч), для юридических лиц ­ от 500 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией рекламной конструкции (сейчас 50 ­ 80 тысяч).

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме