Темы 16 января 2013

Тремоло золотых дождей

В конце прошлого года прошел традиционный конкурс «Золотое перо­2012», который проводится при участии РГАТУ  и нашей газеты.

В этот раз число участников буквально зашкаливало. В своих сочинениях, творческих работах самых разных жанров ­ рассказах, притчах, эссе, стихотворениях ­ ребята, независимо от возраста, вполне зрело рассуждали о сложных вопросах, о глобальных проблемах современности, о любви, социализации, о важности работы над собой, о своем городе. Победителем конкурса стала 16-­летняя Юлия Травина с рассказом «Тремоло золотых дождей». Его мы и предлагаем вниманию наших читателей.

Если и есть в моей комнате место, где я чувствую себя в гармонии с окружающим миром, то это пространство у окна. Летом в пыльные стекла бьются лучи полуденного солнца, подоконник нагревается, и кажется мне, что книги, разложенные на нем, начинают испаряться. Как бы странно это ни казалось, раскаленные красные и серые обложки начинают источать благовоние знаний. И от этого книжного дыхания кружится голова, глаза смотрят вдаль сквозь стекло, а там ­ люди, отдохнувшие и загорелые, улыбающиеся и счастливые от щедрых солнечных лучей.

Когда же осень хлещет золотыми дождями в окно, будто умелый музыкант исполняет тремоло литавр, я наблюдаю за снующими туда-­сюда прохожими с зонтами, сырыми сумками и задумчивыми минами. А что же зимой? Зимой ­ волшебство за окном. Люди, машины ­ всё превращается в двигающиеся сугробы. Кто­то слегка припорошен, а что­-то сверху донизу занесено, и даже дворники не в силах помочь ни единой душе освободиться от снежных оков.

Наблюдаю за миром сквозь комнатную призму, созерцаю. Так проходит год. Радужный мост лета сменяется монетным двором осени, а потом ­ ломбардом по продаже серебра. Оптимистичные студенты превращаются в серьезных банкиров, а потом и вовсе в мечтательных художников. Мысли, как в потоке горной реки, кипят в моем сознании, становятся серьезными и причудливыми, трансформируются из обыкновенных в философские.

Но одно остается неизменным: я всегда думаю о том, что прохожий, тот, кто запечатлен между белыми рамами моего окна, может полезного сделать для мира, что сделал и делает сейчас. Именно в этот момент, когда снег, так долго летящий из объятий тропосферы, прикасается к стеклу и навсегда превращается в воду.

Смотрю, как в каплях растаявшего снега расплывается фигура человека. Дедушка лет восьмидесяти неспешно идет по снежной дороге. Умиротворенный, он осматривает знакомые дома, покрытые белым порохом зимы, смотрит на серое мирное небо и… слегка улыбается. Этот дедушка -­ ветеран. Темной ночью в сырой землянке или туманным утром в окопе с товарищами­-бойцами он считал дни до победы, спаситель Родины верил в торжество добра, в силу любви к Отечеству и семье.

Тогда молодой воин надеялся, что его ждут дома родные и любимые люди, перечитывают помятые на сгибах фронтовые письма, радуются армейским победам и приближению свободы. Свободы, которая четыре года стремилась разорвать фашистские оковы над советской землей. И стоит ли задумываться о том, что этот солдат-­ветеран сделал доброго для мира? Он подарил этот мир!

Он и миллионы таких, как он, самоотверженных и честных. Спасение Родины ­ священный подвиг, совершив который, все становятся героями. Но героями какого времени: уже описанного в учебниках истории или настоящего, живого времени, которое дышит вместе с нами? Тот, кто спас настоящее, спас и будущее. Такой человек ­ герой для общества, герой нашего времени, спаситель тех, кто еще даже не родился.

Капли собираются в один прозрачный поток и струятся вниз по чистой глади стекла. Я смотрю в окно мгновение и ясно вижу февраль. По снежной дороге с сумкой на плече идет молодая женщина. Нет, она и не торопится, и не спешит. Женщина не хочет опоздать. Сегодня особенный урок в школе, он посвящен воспитанию в личности лучших человеческих качеств.

Учитель, подготовив материал и вопросы ученикам накануне вечером, продолжает обдумывать свою речь по дороге в школу. Молодая женщина уже представляет, как ее воспитанники рассуждают о ценности добра в мире, щедрости и любви, храбрости и силе воли. Она мечтает и улыбается ­ а я из окна вижу, как сильно человек может быть влюблен в свою профессию. И, между прочим, самую благодатную на свете. Все мы ­ ученики ­ становимся мудрее, когда добрый педагог, как отец или мать, рассказывает о человеческом таланте, о дружбе, верности и жизнелюбии.

Проходят годы, первоклассники становятся выпускниками, а учительские волосы незаметно седеют, морщинки кружевом покрывают веки. Время течет безвозвратно. Но это, может, и к лучшему. Зато в памяти инженеров и врачей, пекарей и писателей навсегда остаются ясные глаза учителя ­ первого героя в их жизни. Да, именно героя, того, кто смог воспитать, помочь словом и делом, направить на путь добра. Этот герой ­ вечный образ терпения и мужества ­ озаряет наш мир учительской правдой.

Сквозь ленивый снег, залепивший мое окно, проступают мозаичные фрагменты домов, деревьев, неба, слегка тронутого аквамарином, поблескивают от растопившегося небесного гостя. По ту сторону стекла, на белой дороге, жизнь закипает.

Дело к вечеру. И ветераны, и врачи, и учителя ­ все спешат домой согреться семейным счастьем. В толпе, ожидающей вечернего чуда, рассматриваю девочку. Она, наверное, школьница. Идет по заснеженным тропинкам, что-­то напевает себе под нос. Останавливается у большого сугроба и начинает лепить какую­то фигуру. Из сугроба медленно вырастает дворец с арками и балконами.

Девочка аккуратно лепит комочек из снега, разглаживает его, делает отверстия и прикрепляет к сугробу. О чем она думает сейчас? О том, что хотела бы жить в таком замке? Или хочет построить его для друзей? А может, это для всех нас? Совсем не могу догадаться, что в голове у этого умелого снежного скульптора. Но то, что у меня, выкладываю без остатка ­ и эта девчушка может быть героем нашего времени.

Коль будут люди так заботливо и внимательно относиться ко всему, что их окружает, даже к мелочам, повседневным делам, снегу и дождю, если будут слушать голос природы, не растрачивать энергию по пустякам, будут беречь малое и приумножать его, тогда и проявится героизм в душе. Это не тот героизм, когда ребенка из огня спасают. Этот героизм ­ умение ценить малое, беречь его, как время. И настоящий герой времени проявляет духовный героизм, человек приходит  на Землю вовремя, а не временно.

Изредка на стекла падают капли, крупные и тяжелые. Темно февральскими вечерами. Закрываю окна шторами, благодарю день за мысли, появившиеся в моем сознании вместе со снегом на стекле. Что ж, завтра будет новый день. И может, завтра в каплях растаявшего снега увижу нового человека, достойного быть героем нашего времени.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме