Темы 16 января 2013

«Путешествие вдвоем», в которое приглашаются все

В музее-заповеднике открылась выставка Михаила Шиханова-Кублицкого и Надежды Мухиной

На улице опять метет, холодно, и в этой белесой пелене все кажется каким-то сонным. Зимой нам так не хватает ярких красок. Впрочем, за солнечными впечатлениями далеко ехать не надо. В Рыбинском музее-заповеднике открылась выставка ярославских художников Михаила Шиханова-Кублицкого и Надежды Мухиной, где и горячего солнца, и счастья, и буйства колорита — всего вдоволь.

В прохладный выставочный зал музея будто ворвалось лето. Ослепительное южное солнце льется с пейзажей Рима, Венеции, Парижа, Греции, Индии… И по соседству с горячими карнавальными красками — тихие, созерцательные виды русских монастырей и храмов. В удивительное путешествие приглашает нас молодая, но уже достаточно известная творческая чета Михаила Шиханова-Кублицкого и Надежды Мухиной.

Совместный проект «Путешествие вдвоем», на котором представлена не только живопись, но также авторская керамика и фотографии фресок, открывает новый выставочный год в рыбинском музее. С этим событием авторов поздравил Николай Мухин, народный художник России, член президиума Российской академии художеств — обладатель длинного ряда титулов и званий, но еще и отец и тесть для супружеского тандема.

«Выставиться в таком зале, в этом пространстве, где рядом историческая живопись, — уже событие, безусловный аванс для того, чтобы двигаться дальше», — напутствовал он. Среди ценителей искусства оказался и глава города Юрий Ласточкин. «Интересная оптимистическая выставка, достаточно тонкая живопись, — поделился впечатлениями Юрий Васильевич. — В музее постоянно происходят какие-то события, знакомства с новыми художниками, в том числе и молодыми, а раз они происходят, значит, живет музей, живет город».

Знакомство с работами ярославцев будоражит, как все новое и неизведанное. «Название выставки «Путешествие вдвоем» можно понимать буквально. Представленные работы — это наши впечатления от мест, где мы побывали с Михаилом или всей семьей, вместе с детьми, — рассказывает Надежда Мухина. — Во время таких поездок мы всегда работаем, пишем с натуры. Для художника интересно работать с кем-то рядом, наблюдать, как другой человек видит, понимает и отражает окружающую реальность. Это поддержка друг друга и вдохновение». Но, несмотря на то, что вдохновляются художники общими странствиями, впечатления от увиденного у них отличаются. Это два совершенно непохожих ни по стилю, ни по темпераменту автора, с разных сторон открывающих нам прекрасное далеко. Их работы не спутаешь.

В картинах Михаила Шиханова-Кублицкого есть что-то и от импрессионистов, и от экспрессионистов. Его излюбленные города — Рим, Ницца, Венеция — всегда динамичны, излучают сумасшедшую энергетику. У него даже собор Василия Блаженного на Красной площади смотрится, как итальянский арлекин. Художник предпочитает «не-укрощенные» — сочные и насыщенные, часто контрастные цвета; фактурные, пронизанные витальной энергией мазки. Вместо кисти любит работать мастихином — тонкой металлической лопаткой.

Создается впечатление, что таким натюрмортам и пейзажам тесно в рамках холста, и они выплескиваются наружу. Может, поэтому, чтобы не «сжимать» этот взрыв цвета и света, некоторые работы не имеют рамы и выставлены прямо на мольбертах. Неожиданная авторская находка — фон в картине, написанной на пленэре, выполнен сусальным золотом. Эффект такой, что при разном освещении меняется и сама картина: небо Венеции то вспыхивает, то меркнет, а течение канала дробится на сотни солнечных зайчиков. Оказывается, столь нестандартное решение, отсылающее к русской иконописи, вполне закономерно.

Михаил много времени посвятил монументальной живописи. Участвовал в росписи Крестовоздвиженского храма, входящего в ансамбль Толгского монастыря, часовни Александра Невского в Ярославле, храма Вознесения Господня в Сербии. Представленные на выставке фрагменты росписи храма Рождества Богородицы в селе Григорьевском Михаил выполнял вместе со своим братом Павлом и племянником Иваном Шихановым.

Средиземноморские мотивы Надежды Мухиной нежнее, женственнее. Вроде, и места те же, но чистым ярким цветам она предпочитает приглушенную гамму, словно подсмотренную в перламутре южных раковин. В ее русских пейзажах с монастырями нет места многоголосию и шуму городов. Здесь зритель один на один — с древней архитектурой, природой, своими мыслями, раздумьями, а может, и молитвами. Заморские, московские и ярославские воспоминания художница продолжает и в керамике, которую она объединила в серию «Чудесный город».

Заниматься керамикой Надежда начала еще раньше, чем живописью, к которой пришла позже по настоянию супруга. «Мне очень повезло, я попала на творческие дачи художников-керамистов Союза художников России на Воронцовский комбинат в Москву, работала рядом со знаменитыми мастерами и старалась по максимуму научиться всему, попробовать разные техники. Здесь представлены майолика, фаянс, роспись по шамоту ангобами (разведенная водой глина) и солями». Каждая работа неповторима, со своей атмосферой и настроением.

Одни под своей леденцовой глазурью берегут отголоски сказок и ярославских фресок. Другие шершавые и теплые, как согретая солнцем земля. Третьи своими очертаниями навевают мечты о южных широтах: вздымаются скалой, просоленной морским прибоем. Разглядывая такую вазу с разных ракурсов, открываешь динамичную панораму действительно чудесных городов. И думаешь: ну что еще нужно, когда так далеко до весны?

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме