16 января Андрей Кураев, богослов, православный миссионер, писатель, философ, публицист, побывал в Рыбинске. Так и хочется добавить — с аншлагом. Большой зал ОКЦ не смог вместить всех желающих, пришедших на встречу с известным протодиаконом.
Андрей Кураев в особом представлении не нуждается. Его высказывания то и дело находят бурную реакцию общества, вызывая одобрение одних и ярое неприятие других. Послушать и пообщаться с человеком, выступившим с инициативой объединить Новый год и Рождество, отлучить на время от Церкви Киркорова, накормить блинами скандалисток из «Pussy Riot», народу собралось столько, что не хватило и четырехсот кресел в ОКЦ. Люди сидели даже на ступеньках и считали себя счастливчиками, потому что кому-то и вовсе не удалось попасть на лекцию проповедника о конце света.
По мнению Андрея Кураева, свою историю наша планета завершит вовсе не из-за того, что Солнце превратится в белого карлика, и термодинамика здесь ни при чем. Проповедник привел сразу несколько формул эсхатологии «для чайников» (и тут без всяких обид).
«Христианство потрясающе антропоцентрично. Христианский тезис очень сильный, очень дерзкий: в наших силах погасить Млечный Путь. От наших пошлостей могут погаснуть звезды, от нашей ненависти может остановиться жизнь во вселенной. Все из-за нас, а не из-за того, что что-то с атомами происходит. Мир — пространство диалога творца и творения, бога и человека. Если человек не хочет участвовать в этом диалоге, исчезает смысл истории, и тогда бесполезно продолжать «санта-барбару». Вот поэтому мир прекратится тогда, когда люди перестанут радовать бога».
Или: «Мир завершит свою историю по нашей вине, человечества, когда синтез любви перестанет созидаться в сердцах людей».
«Я знаю, когда будет конец света. Он настанет тогда, когда передачу «Дом-2» станут показывать по телеканалу «Культура». Тогда всё — кранты».
Зал расслабленно засмеялся. Оратор на протяжении всей часовой лекции держал публику в тонусе, подкидывая новые парадоксы, провоцируя думать.
«Я убежден, что в сектах сегодня лучшие люди России. Кроме православных, конечно» — на этот пассаж в зале прокатился недоуменный и неодобрительный шепоток. Кураев пояснил: «Если люди идут в секты, творят религиозные глупости, но хотя бы помнят о Боге, ищут его, это хорошо. Они получили плохой ответ на хороший вопрос. Но как только люди перестанут даже задавать вопрос о Боге, будут интересоваться только тем, где какая распродажа, это-то и будет приметой конца света».
Как обрести веру и не скатиться до суеверий вроде печати дьявола в новых паспортах? Выпускник кафедры истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ рассказал на собственном примере. Одним из «звоночков» для него стало посещение Третьяковки. «Гид подводит к иконе Божией матери и обращает внимание на такую «странность»: на руках, щеках и на шее у нее красные пятна. Она объяснила нам так: это связано с тем, что икона 13 века.
Это век Батыева нашествия, русские города в огне, и иконописец хочет сказать, что огонь сжигаемых русских городов опаляет лицо Царицы неба. Я был потрясен таким объяснением. Исторически и богословски оно неверно, но так в душу запало. До той поры я о Боге только в философских текстах слышал. А вдруг оказывается, Бог делает боль земли своей, боль людей может обжигать Бога. Вот это было одним из толчков моего обращения к христианству, к церкви».
О тонких материях и сложных вещах отец Андрей рассказывает простым, доступным и образным языком, практически «на пальцах», с присущим ему юмором, сдабривая монолог анекдотами, историями из жизни и словцами из лексикона завсегдатаев соцсетей и маршруток. Не все были готовы к этому и хмурили брови от «троллей», «лохов», «полуразумной плесени» и прочего лингвистического озорства. Они как-то не вязались с привычным образом человека в рясе. Зато другие, напротив, кивали: мол, свой парень, все правильно сказал.
Часовой монолог Кураева продолжился еще более длительным диалогом со слушателями. Вопросы проповеднику задавали самые разные: и чисто богословские, философские, и касающиеся политики (здесь миссионер искусно лавировал), и чисто житейские. Лектору пришлось развенчивать стереотипы и заблуждения, но делал он это не в суровой менторской манере, а как-то по-отечески.
Одной из актуальных тем накануне праздника Крещения стала традиция купания в иорданях.
«Есть поступки добрые, есть злые, а есть ни то ни се. Вот так и здесь. Хотите — купайтесь, хотите — нет. К спасению это никакого отношения не имеет, кроме одного случая. Если вы считаете, что подобное моржевание отпускает вам грехи, это становится кощунственной пародией на таинство крещения. Это грех. Религия время от времени в сознании людей деградирует до уровня магии. Этот путь мимо покаяния, мимо молитвы, мимо исправления своей жизни», — разъяснял протодиакон.
А как насчет веры в неземные цивилизации, в инопланетян? «С удовольствием посмотрю «Звездные войны» Лукаса, почитаю Стругацких или Лемма, «Марсианские хроники» Бредбэри, но всерьез принимать это во внимание — нет. Для христианства это безразлично».
И только один вопрос отец Андрей оставил без ответа, когда спросили о его духовнике, у кого он причащается.
«Не скажу. Не хочу делиться, — с хитрецой улыбнулся в бороду проповедник. — Поймите, в этот зал попасть нельзя, а тогда к батюшке в храм нельзя будет попасть».
О тех, кому не удалось побывать на лекции, Андрей Кураев не забыл. Организаторы, объявил он, «готовы повторить гастроль артиста». Причем новая встреча может случиться очень скоро. «Вторая возможность общения — Интернет, там меня любая собака знает», — расшутился под конец миссионер.