То, что народное искусство в Рыбинске продолжает развиваться и ветвиться в самых разных направлениях, факт доказанный. От пестрых творений городских умельцев стало солнечно и радостно в музее-заповеднике.
Вместо привычной музейной тишины в зале раздаются звонкие попевки и частушки, народ гудит, удивляется, фотографирует и норовит пощупать тот или иной экспонат. Здесь за это никто не ругает.
Напротив, авторы с удовольствием презентуют публике свои творения: жизнерадостные лоскутные одеяла и оригинальные модели одежды с валяным декором, резные скульптуры и массивную деревянную мебель, украшенную чеканкой и достойную княжеских палат. Буйство красок, творческих подходов и авторских манер. Ежегодные выставки мастеров прикладного творчества привлекают к себе как множество участников, так и зрителей. Свое название «Живое дерево ремесел» они получили не случайно.
«Образ дерева - очень древний многозначный гармоничный символ народного искусства. Идея творческого роста, обновления и процветания соответствует этому символу и заложена в название и суть выставок. Они стали отражением творческих процессов в городе, показывая целый пласт современной городской культуры, стали частью этой культуры», - комментирует куратор выставки Елена Лебедева.
На входе в экспозицию гостей встречают рыбинские рыбы - произведения мастерской «Оффицина». Деревянные щуки и плотвицы молодой, но уже хорошо узнаваемый бренд далеко за пределами родной акватории, и к тому же это самый юный официально признанный художественный промысел России. Удивительно, но в 21 веке на ремесленном дереве страны продолжают расти новые сильные ветви.
У стенда с кружевами женщина в такой же кружевной блузке рассказывает всем интересующимся о старинном женском промысле. Людмила Семянникова руководитель клуба «Звонкие коклюшки», постоянного участника выставки народных мастеров.
«Плетение кружев процесс кропотливый, требующий большой усидчивости, аккуратности и времени, с любовью к ремеслу рассказывает Людмила Анатольевна. Некоторые сложные изделия требуют особой сноровки. Бывает, мастерица работает и на 72 коклюшках, но обычно их меньше. Чтобы сделать такой вот воротничок, нужно месяца два-три, но мы времени не считаем плетем в свое удовольствие».
Кружевом, по ее собственному признанию, она занимается полжизни. Елец, Вятка судьба словно намеренно приводила женщину в исконные русские центры кружевоплетения. Старинному промыслу научила местная бабушка. Через некоторое время Людмила Семянникова вспомнила об этих уроках и уже не могла оторваться от увлекательного занятия, а потом принялась и других учить.
В 1996 году организовала клуб «Звонкие коклюшки», где сегодня постигают старинные традиции 17 женщин и девочек от семи лет до семидесяти восьми, самых разных профессий. Ажурные шляпки, платья, воротнички, зонтики это не совсем музейные экспонаты. После того как вернутся с выставки, они вновь займут свое почетное место в гардеробе рукодельниц.
Мастер производственного обучения Рыбинского промышленно-экономического техникума Евгения Коновалова представляет на выставке как свои работы, так и своих учеников: лаковую миниатюру пасхальные яйца, шкатулки; мезенскую, городецкую росписи.
«Мы любим расписывать мебель и предметы утвари, это оригинально, интересно и востребовано сейчас, рассказывает она. Испокон века люди украшали свое жилище, поэтому народные традиции настолько органично входят в нашу жизнь, они нам близки и дороги, и терять их не хочется. В 90е годы в этой сфере был большой провал, многие фабрики закрылись, и сейчас любым способом надо возрождать наше народное достояние».
А это под силу каждому, уверена художница. Неужели так уж и каждому линии на лаковых шкатулках такие тонкие, гибкие, прихотливые?
«Научиться может любой человек, даже тот, кто никогда не имел склонности к рисованию, главное поставить руку и иметь желание», - парирует преподаватель. Наверное, в этом и кроется секрет «живучести» дерева ремесел, а именно в его понятности всем, красоте и доступности.