Две трети россиян живут в режиме экономии. Следить за расходами постоянно приходится пенсионерам и тем, кто критично оценивает свое материальное положение.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, какие стратегии поведения при приобретении товаров и услуг свойственны россиянам в настоящее время.
Две трети россиян признаются, что живут в режиме постоянной экономии, причем таких респондентов становится больше — с 57% в марте до 66% в декабре 2012 года (самый высокий показатель за последние три года). Еще 13% признаются, что сокращать расходы им пришлось с недавнего времени (13%). В том, что никогда не экономят, признаются 13% опрошенных, и еще 5% сообщили, что перестали делать это недавно.
В режиме постоянной экономии живут прежде всего пожилые (83%), респонденты с низкой самооценкой материального положения (86%). О том, что никогда не экономят, сообщают чаще остальных молодые россияне (21%) и опрошенные, оценивающие свое материальное положение как хорошее (26%).
Большинство россиян не ожидают изменения материального положения в этом году (59%). Однако каждый пятый (22%) настроен в этом плане оптимистично. Россияне, строящие благоприятные прогнозы изменения своего материального положения, ставку делают в первую очередь на заработную плату от основной работы по найму (70 против 54% два года назад). Остальные источники упоминаются реже. Так, на зарплату от работы без официального оформления сегодня рассчитывают 16% россиян (против 9% в 2011 г.). На доход от дополнительной работы рассчитывают 11%, и этот вид заработка испытывает наиболее сильный упадок, чем когда-либо (год назад — 20%). За счет пенсии надеются улучшить свое положение 7% (и это самый низкий показатель за все время измерений), за счет доходов от частного предпринимательства — 9%.
В меньшинстве — те, кто ожидает ухудшения материального положения (12%, в 2009 г. — 32%). Основная угроза для финансового достатка россиян — инфляция, ее опасаются сегодня 67% (против 82% двумя годами ранее). Больше стали бояться угрозы потери основного места работы (18 против 11% в 2011 году). Прочие факторы играют менее серьезную роль: на выплаты по кредиту указывают 6%, на потерю дополнительной работы — 5%, сокращение денежной помощи — 4%, социальных пособий, потерю работы без официального оформления — по 3%, пособия по безработице — 2%.