16 февраля тишину над аэродромом «Южный» вновь взорвал рев мотоциклетной техники. Здесь прошел зимний мотокросс на призы глав города Рыбинска и Рыбинского района. Любители экстрима с нескрываемым восхищением следили за захватывающими дух гонками в исполнении сильнейших мотогонщиков из Москвы, Иванова, Костромы, Ярославля, Рыбинска, СергиеваПосада, Углича, Шуи, Дубны.
Фанаты риска и скорости
Организаторами мотокросса выступили департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Рыбинска и региональное отделение ДОСААФ России Ярославской области. Цель благая привлечение молодежи к занятиям военноприкладными видами спорта. «Технические виды спорта во все времена считались основой патриотического воспитания молодёжи, лучшим способом закалки характера и воли, надёжным средством войти в жизнь подготовленными во всех отношениях», подчеркнул важность мотоспорта директор департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Иван Шилов.
География участников не ограничивалась ЦФО, были гости из Северодвинска и даже из РостованаДону. К состязаниям допускались как начинающие спортсмены от 5 (!) лет, так и довольно опытные гонщики: юноши 1620 лет (на мотоциклах MX2 мощностью 125 куб. см), юниоры (на мотоциклах до 85 куб. см). Взрослые разыграли медали в классе OPEN на более мощных мотоциклах с шипами и без шипов. На старт мотоциклетной гонки вышли и настоящие асы ветераны мотоспорта те, кому за 45. «Это смелые люди, которым не страшны ни мороз, ни жара. Был бы мотоцикл и соревнования. Настоящие фанаты мототехники, скорости и бездорожья», характеризовал их один из организаторов турнира и комментатор Всеволод Смирнов.
Поколение next
Взоры болельщиков были обращены не на маститых гонщиков, а на тех, кого все любовно именовали «малышамикарандашами». Защитные очки, шлемы, мотоботы, комбинезоны, надежная защита при полной экипировке юнцы смотрелись очень воинственно, а ведь им всегото от роду пятьсемь лет. Перед стартом мамы и папы обступили малышей, давая последние наставления. Удивительно, но в глазах ребят не читалось ни тени страха.
С отмашкой флажка они резво нажали на газ и буквально «выстрелили» с линии старта, оглушая округу ревом моторов, помчались по трассе, где без скидок на возраст им предстояло преодолеть около десятка препятствий различной сложности. Уже перед первым поворотом развернулась отчаянная борьба. Эмоции у всех зашкаливали. «Во дают!», «Ух ты!» слышалось со всех сторон. Мы особенно переживали за рыбинских ребят.
Глебу Синицыну восемь, Даниилу Баландину шесть, Кириллу Иванову еще меньше пять. Самый старший в этой бравой троице по итогам заездов занял второе место. Кареглазый мальчишка хочет быть похожим на деда мотогонщика со стажем.
«В советские годы в Рыбинске было семь автомотоклубов. Я занимался при автошколе ДОСААФ, гонял на «Иже». Сына увлечь не получилось, вся надежда на внука», рассказывал Виктор Синицын, дедушка и тренер. Поначалу Глеб не хотел садиться на мотоцикл, а потом сам запросил: «Деда, давай кататься». Эти слова как бальзам на душу бывалому мотогонщику, который видит во внуке свое продолжение.
Кирилл Иванов успел попробовать себя в плавании, футболе, а год назад увлекся мотокроссом. Теперь вместе с другими ребятами в дождь и в снег спешит на трассу, регулярно отжимается и подтягивается. «Не страшно ли гонять?» спрашиваю. Мотает головой. Интересно, что не рев мотора, не скорость прельщают мальчишку, а желание стать первым. Пока он третий, но это уже успех!
Даниила Баландина тоже тренирует дед. Сергей Баландин большой энтузиаст мотоспорта, бывший мотогонщик. «Мальчишек во все времена тянуло к технике, риску, скорости. Мотоспорт, как никакой другой, развивает в парне смелость, выносливость, навыки вождения и ум, ведь первым к финишу приходит не самый «бесбашенный», а тот, кто виртуозно владеет мотоциклом, чувствует его как свои пять пальцев, с ходу «читает» трассу, сказал опытный наставник и посетовал: Жаль, что в городе не осталось ни одного мотоклуба, техника теперь вся своя, многим не по карману. К примеру, один такой новый детский «КТМ» мощностью 50 «кубиков» стоит 130 тыс. рублей».
И все же, несмотря на трудности, немалые финансовые затраты, отцы и деды продолжают лелеять мечту сделать из сыновей и внуков первоклассных гонщиков. Они уверены: в мотокроссе чем раньше начнешь больше будет толку. Дети все схватывают на лету, инстинкт самосохранения у них развит меньше, чем у взрослых, а рвения к победе больше. Но без переживаний за здоровье юных гонщиков не обходится. Я наблюдала, как с замиранием сердца следили за ходом гонок мамы и бабушки, первыми отчаянно бросались на выручку при падении или в ситуации, когда мотоцикл вдруг глох на трассе.
Удивительно, но в компании храбрых мальчишек стартовала девочка Соня Скоморохова из Углича города, где детский мотоспорт сейчас также активно развивается. «Розовая пантера» так прозвали ее болельщики. Девчушке на днях исполнилось
5 лет, она тоже из династии мотогонщиков, а на мотоцикл села даже раньше, чем на велосипед. Уверенно держась в седле, она сумела обогнать некоторых соперников. «Мне нравится ездить быстро. Я все делала, как папа показывал, на повороте ногу выставляла, на трамплинах стоя ехала. Падать больно, но терплю, ведь я мотогонщица!» с гордостью призналась юная леди.
На крутых виражах
Если детские заезды были самыми волнительными, то юношеские, юниорские и взрослые наиболее азартными. Зрители, облепившие снежные косогоры вдоль трассы, стали свидетелями высоких скоростей, головокружительных прыжков и бескомпромиссной борьбы на каждом метре трассы, получившей в 2010 году сертификат НРМФ. Когда очередной мотоцикл, проходя крутой вираж, осыпал болельщиков веером снежных брызг, они буквально пищали от восторга, спешили сделать эффектные снимки. Впечатляющая воображение картина «железные кони», неистово вращая колесами, преодолевали земное притяжение и на несколько метров эффектно взмывали в яркоголубую синь неба.
Самыми зрелищными стали гонки в классе мотоциклов с коляской МХ750. Глядя, как вывешивается «колясочник», балансируя на противовесе, понимаешь, что успех в гонке зависит от него в не меньшей степени, чем от сидящего за рулем.
Оба гонщика должны с полуслова понимать друг друга, в доли секунды оценивать ситуацию. Потеря бдительности чревата переворотом и травмами. С одним из экипажей так и случилось. В первом заезде когото подвела техника: двигатель заглох, потребовалось время, чтобы его завести и продолжить гонку. «Конденсат скопился, объясняли ярославцы Евгений Шабров и Егор Бороненков. В перерыве слили с бака с полстакана воды, и мотоцикл заработал подругому». Починившись, они пришли к победе. Мотогонщики рассказали, что их тандем сложился по воле случая. Евгений «одиночник» с 35летним стажем, но в прошлом году решился на эксперимент купил мотоциклколяску. Однако найти напарника долго не мог. Многие просто не выдерживали физических нагрузок, выдыхались через кругдва. Встреча с Егором стала судьбоносной. За плечами юноши богатая спортивная биография. Мастер спорта по акробатике, даже в цирке выступал, а теперь вот гоняет на мотоцикле. Дебютный год оказался удачным. Гонщики стали чемпионами России и не собираются останавливаться на достигнутом, мечтая выйти на международный уровень.
И четыре колеса…
Лидер определился и в двух классах квадроциклов: ATVСпорт и ATV 4х4 с полным приводом. Соревнования открыли много новых имен. Среди них дебютант зимнего мотокросса в Рыбинске, представитель московской команды Центра развития мотоспорта Роман Хорев. Год назад бывший «колясочник» захотел наконец порулить сам, но выбрал не мотоцикл, а его четырехколесного собрата спортивный квадроцикл «Ямаха». «Управлять им сложнее, нужно держать машину ровно, чтобы приземлиться на все 4 колеса и не перевернуться. Есть и свои нюансы: раз колеса меньше, «квадрик» хуже маневрирует, собирая все ямы на своем пути», объяснил гонщик. Любовь к риску и скорости у него в крови, от отца. С 18 лет за рулем. Эти навыки важны для него и в мирной жизни, где он работает водителем в службе МЧС. Несмотря на то, что в первой гонке Роману пришлось повозиться с двигателем, он сумел сократить разрыв и пришел вторым. Во втором заезде оторвался ото всех и не отдал пальму первенства никому.
Женщина за рулем
На крутых виражах зрители увидели не только бесстрашных мужчин, но и рисковых женщин. В классе МХ2 лидировала 18летняя дочка Евгения Шаброва Ирина. Лишь развевающиеся изпод шлема длинные волосы отличали ее от других спортсменов. Она не уступила им ни в выносливости, ни в скорости. Сняв шлем, разгоряченная гонкой, взволнованная девушка захлопала длиннющими ресницами и принялась поправлять сережки. «Мужской спорт» никак не сказался на ее привлекательности.
Почти 4 года она занимается мотокроссом. Дебют состоялся в Рыбинске на летнем мотокроссе. Кто помнит, он проходил под громы и молнии бушующей стихии. От грязевых ванн лица гонщиков на финише напоминали лица шахтеров. Трудности не испугали, наоборот заставили мобилизовать усилия. Не остановила и травма, полученная на одном из турниров. «Я не могу иначе, повторила она слова известной песни. Привыкла к активному образу жизни и без адреналина уже не могу». Наверное, путь в мотоспорт ей был предначертан судьбой. Ее мама, папа, брат все из мира мотоспорта.
Еще больше поразила Ольга Подхватилина, что привезла свой мотоцикл с коляской из далекого РостованаДону. Гонщикимужчины говорили о ней с восхищением. Шутка ли: в Шереметьеве на Чкаловском мотокроссе в заезде из 36 «колясок» она приехала второй.
Надо сказать, что женщина за рулем мотоцикла с коляской редчайшее явление. Ольга, смущаясь, говорила, что с хорошим колясочником трудности нипочем. Серов Сергей надежный напарник, и хотя живут они за тысячу километров, встречаются только на состязаниях, понимают друг друга с полуслова. Этим интересным и опасным видом спорта Ольга заболела лет десять назад, после ухода из гандбола, которым занималась профессионально. Пусть не все получилось, дебютом в Рыбинске осталась довольна.
…Победители и призеры в каждом классе были награждены кубками, медалями, дипломами и призами, которые стали заслуженной наградой за смелость и виртуозную технику вождения. Болельщики искупали сильнейших спортсменов в дружеских овациях, но особенно активно аплодировали юным мотогонщикам, с особым трепетом и радостным волнением сжимающим в ладонях свои награды. Мы верим: у них все еще впереди.