С февраля трудовые пенсии вновь выросли, на сей раз на 6,6%. Еще одно повышение — на 3% — ожидается в апреле.
Пенсионеры с нетерпением ждут, когда же в их дверь постучит почтальон, чтобы удостовериться в правильности своих подсчетов и получить повышенную пенсию. К сожалению, необходимость считать каждую копейку стала характерной чертой практически каждого российского гражданина, находящегося на заслуженном отдыхе, и лишними 598 рублей (именно на столько в среднем выросли пенсии), конечно же, не будут.
Но на сей раз хотелось бы поговорить о тех, кому до пенсии еще работать и работать. Каждый из нас рассчитывает на достойное материальное вознаграждение в «третьем» возрасте, но специалисты сходятся во мнении, что пенсионная система в нашей стране не совершенна. В прошлом году был принят документ, от которого зависит судьба многих россиян (по крайней мере, в преклонном возрасте). Речь идет о Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
Об основных изменениях, которые грядут уже в следующем году, мы побеседовали с начальником Управления Пенсионного фонда РФ в городе Рыбинске и рыбинском муниципальном районе Галиной Голубевой.
— Галина Ивановна, в чем суть грядущих изменений?
— Стратегия долгосрочного развития российской пенсионной системы рассчитана до 2030 года и определяет социальные приоритеты и механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования. Новые постановления предлагают повысить стаж работы для назначения пенсии, изменить ее структуру и размер взносов в Пенсионный фонд РФ.
Самое важное то, что в будущем пенсия будет трехуровневой: трудовой (по старости, по инвалидности, по случаю утери кормильца), корпоративной добровольной и частной, которая тоже является добровольной.
Трудовая пенсия формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Она должна обеспечивать коэффициент замещения утраченного заработка гражданина до 40%.
Корпоративная пенсия формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового или коллективного договоров. Это еще до 15% от утраченного заработка.
Третий уровень — это частная пенсия, которая зависит от инициативы самого работника. Она может дать еще до 5% утраченного заработка. В итоге ожидается, что предложенная трехуровневая пенсионная система в долгосрочной перспективе будет гарантировать пенсионеру со страховым стажем не менее 40-45 лет ежемесячно до 55 процентов утраченного среднего заработка.
Если говорить в общем, то суть стратегии состоит в постепенном отказе от накопительной системы и переходе к формированию личного пенсионного капитала как со стороны работодателей, так и самих граждан с помощью предлагаемых государством методов. Так, к примеру, в настоящее время идет увеличение тарифов для самозанятого населения, в том числе предпринимателей.
— Чем обусловлен последний аспект?
— Судите сами, если обычный человек выплачивает до 120 тысяч рублей страховых взносов в год, то у предпринимателей до последнего времени был фиксированный платеж — порядка 15 тысяч рублей. Естественно, что и размер пенсии получался, мягко говоря, небольшим. С 2013 года тариф для такой категории граждан был поднят вдвое — они будут платить в общей сложности 35 тысяч рублей. Конечно, многие утверждают, что для них это слишком большие деньги, но ведь и при оформлении на пенсию они хотят получать не меньше, чем все остальные граждане. Поэтому иного варианта не остается — либо платим, либо нет (но при этом не ждем таких же пенсий, как у других).
Честно говоря, у нас ни один предприниматель не ушел на пенсию без проблем — обязательно происходят какие-то недоразумения, обиды и недопонимание ситуации.
Еще один тревожный аспект — к сожалению, далеко не все предприниматели платят взносы за своих работников.
Если говорить в процентном соотношении, то из порядка шести тысяч рыбинских предпринимателей это делают чуть больше половины. Остальных приходится привлекать к административной ответственности.
— Но у тех же предпринимателей может быть и другой резон, по крайней мере, в отношении собственных взносов. Сейчас минимальная пенсия, на которую недобросовестные плательщики могут рассчитывать при выходе на заслуженный отдых, составляет 5835 рублей. Но ведь и у основной массы граждан она, откровенно говоря, невелика — в среднем 8-9 тысяч рублей.
— Все зависит от того, сколько зарабатываешь и сколько перечисляешь взносов в Пенсионный фонд.
— По всей видимости, люди надеются, что сами заработают, выгодно вложат накопления, а затем будут пользоваться результатами своих экспериментов, не надеясь на государство…
— Сегодня ни один банк не даст 100% доходности по вкладам, а вот Пенсионный фонд наоборот. К примеру, участвуя в софинансировании пенсии, гражданин может вносить от двух до двенадцати тысяч рублей в год, и столько же в следующем году добавит государство.
— Кстати, о добровольном софинансировании. Этой инициативе есть место в положениях Стратегии?
— Действие программы добровольного софинансирования пенсий заканчивается 1 октября 2013 года. При этом отмечу, если гражданин решит вступить в эту программу сейчас, то государство все равно будет софинансировать его вложения в течение десяти лет.
Что касается продолжения действия самой программы, то, как пояснил президент страны Владимир Путин, необходимо посмотреть, насколько активно ей будут пользоваться граждане именно в последний год. Возможно, действие программы продолжится, ведь ее суть отражает и концепцию Стратегии, предполагая высокую долю активности самих граждан в деле накопления пенсионных средств.
— Насколько мне известно, в краткосрочной перспективе предстоит и реформирование института досрочных пенсий. Что оно предполагает?
— Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, занятых на местах с особыми условиями труда. До настоящего времени финансирование пенсий пенсионерам-досрочникам осуществлялось не за счет дополнительных страховых взносов работодателей, а за счет общих доходов бюджета Пенсионного фонда России, то есть из взносов за всех работающих граждан, в том числе и тех, кто на досрочную пенсию не выйдет. При этом работодатели были не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, потому что работники получали льготную пенсию, которая самим работодателям ничего не стоила. Государство тем самым предполагает экономически простимулировать работодателя к улучшению условий труда работников.
Также государство предлагает поменять механизм досрочного выхода на пенсию в отношении педагогических, медицинских и творческих работников. В частности, предусматривается постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
— Сейчас всех волнует вопрос об увеличении пенсионного возраста…
— Пока правительство страны заверяет, что повышения пенсионного возраста не предвидится. Решать проблему дефицита денежных средств и дисбаланса между пенсионерами и работающими планируется другими методами. В частности, речь идет о совершенствовании системы формирования пенсионных прав граждан.
В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате. И это не предел, ведь, к примеру, уже сейчас в Рыбинске такая цифра составляет 47%. По статистике на 1 сентября 2012 года, средняя заработная плата в Рыбинске составляла 19 тысяч 611 рублей, а средний размер пенсии 9 тысяч 102 рубля.
В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, планируется предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка перерасчета пенсионных прав. Другими словами, работать дольше будет выгоднее с точки зрения увеличения размера пенсии, но если гражданин захочет выйти на заслуженный отдых в привычный для всех срок — женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет, никто возражать не будет.
— Раз государство предлагает новые формулы расчета пенсий, значит, действующая сейчас далеко не оптимальна?
— Я бы сказала, что она непонятна для рядового гражданина. Есть ограничения при учете заработка. Коэффициент соотношения зарплаты 1,2 — это «потолок», выше которого не подняться. При новом подходе мы скорее всего частично вернемся к той схеме, что была раньше: сколько стажа было отработано, сколько переработано — все это переводилось в проценты и умножалось на средний заработок конкретного человека.
Как бы то ни было, новый порядок еще не утвержден, и пока говорить о нем предметно рано.