СО СВАЛКИ ИСТОРИИ НА ПЬЕДЕСТАЛ?
Когда грянули лихие 90-е, многое было отдано на заклание, в том числе и музейные экспонаты, и архивы, как государственные, так и семейные. Чего только ни находили в мусорных баках, на пустырях, на свалках, на чердаках домов, полуразрушенных, сожженных чьей-то злой волей! Но больше всего материальных свидетельств истории и культуры уничтожалось и бесследно исчезало под прессами пунктов приема макулатуры и в печах по переплавке металлолома.
Сегодня же за проржавевшую эмблему с двигателя «Дизель» начала XX века можно выручить тысячи рублей, за бидон с эмблемой «Альфа-Нобель» — десятки тысяч, а за механизм с той же эмблемой — и того больше.
А сколько исчезло в топках беспамятства и роллах забвения поистине уникальных документов с автографами известных и рядовых жителей города и уезда, оригинальных металлических решеток и оград, памятных знаков, досок, как, например, памятная доска в честь А.И. Солженицына со стены одного из зданий НПО «Сатурн»…
Как-то уже приходилось писать о выброшенных на свалку фотографиях рода Михалковых, личных архивах театральной актрисы Рунич и т.п. Можно только гадать, насколько велики эти потери, насколько они значимы и невосполнимы? Но кое-что сохранилось и возвращается благодаря неравнодушию и не уничтожимому в душах некоторых наших современников чувству благодарности и уважения к прошедшим временам и ушедшим людям.
ВЕЛИКИЙ «МАЛЕНЬКИЙ»
Недавно в наших руках оказался поистине уникальный архив из документов и фотографий. Его сдали «на макулатуру» еще в конце девяностых. Благодаря рыбинцу Аркадию Цедилину, сохранившему эту коллекцию, мы получили возможность вернуть из забвения еще одно забытое имя неординарной личности — Александра Николаевича Виноградова.
Из этих обрывочных материалов на данный момент, пожалуй, не удастся составить последовательную и полную биографию. В этой судьбе, отразившейся в огромном числе фотографий, публикаций зарубежных СМИ, в части эпистолярного наследия, пожалуй, больше загадок, чем однозначных фактов и событий. И рассказывать о нем придется, используя не столько повествовательную форму, сколько жанр расследования, где большая часть предложений будет заканчиваться вопросительным знаком.
Что же мы знаем о нем? Знаем главное: он принадлежал к категории «маленьких». Но Александр Николаевич был не просто «маленьким». В 30-е годы он был «самым маленьким» человеком в мире. Об этом как о примечательном и забавном факте писали мировые газеты. Если бы в то время существовала книга рекордов Гиннесса, он бы со своим ростом в 65-67 см был в нее занесен, но она появилась только в 1955 году.
Таких людей, обиженных природой или предками, передавшими по наследству этот ген физической «мелкосортности», называют то лилипутами (благодаря Джона-тану Свифту), то карликами, то пигмеями.
Они сами предпочитают, чтобы их называли «маленькими». Вот и наш Виноградов принадлежал к этому «этносу», к этой «нации» или народу — «маленьких».
Признаемся, нас увлек не столько тот факт, что рыбинец Виноградов был «маленьким», а то, что он в составе артистической труппы был известным на весь мир артистом цирка и театра.
На память приходит фильм Сергея Соловьева «Асса» (режиссера, исторически связанного с нашим городом) и трагическая судьба «маленьких» музыкантов, вынужденных обслуживать криминальные аппетиты «больших» людей вроде главного героя Крымова.
Самое важное, что можно вынести из темы фильма, это то, что «маленький» человек — это не значит маленькие, мелкие чувства, мелкие запросы и претензии, отсутствие нормальных человеческих и творческих амбиций. Что страсти у них — мелкие, «любовишка», как говаривал Маяковский, так себе — мышиная.
Вот и у рыбинца Виноградова жизнь случилась не просто большая, а даже выдающаяся.
Веселый театр — это Magda-Palermo Troupe Of Midgets. Как его называли, «Магический театр», «Гулливер и лилипуты» — театр с участием юношей-гигантов из Чехии и России и маленьких артистов, среди которых многие актеры из России, в том числе и Александр Виноградов из Рыбинска.
Хотя в труппе были и «маленькие» — женщины, но в представлениях женские роли играл Александр. Имя его, как видно по афишам, менялось в таком случае с Алекса на Эллис.
Были и благотворительные сеансы, когда Алекс наряжался в маленького медвежонка и, стоя то в витрине, то в едущей карете, предлагал гуляющей публике делать взносы в пользу больных детей.
БОЛЬШИЕ ТАЙНЫ «МАЛЕНЬКОГО» АЛЕКСА
Мать Александра проживала в Рыбинске по адресу: ул. Проезжая, д. 12. Ныне это часть Ярославского тракта. Только вот дома 12 там уже нет. Предположительно, ее звали Мария или Маруся, об этом говорят некоторые подписи на старых фотографиях. Точная дата рождения Алекса, место рождения, дата отъезда за границу на гастроли, обстоятельства этого отъезда — все под знаком вопроса. Здесь самое интересное — это то, что как легко удавалось Алексу Виноградову покидать страну в начале 30-х годов вплоть до военных лет и работать в иностранной труппе. Перед войной он вернулся в Советский Союз, ездил по нашей стране. Возникает естественный вопрос, не нагружали ли наши спецслужбы маленького гастролера неизбежными для таких случаев заданиями? Может быть, кроме своих разнообразных театрально-цирковых ролей, он еще и играл роль другого плана, подобную той, что «играл» Рихард Зорге в Японии или Рудольф Абель в Америке?
Вот Алекс Виноградов в дорогом костюме и расстегнутом пальто с небрежной улыбкой шагает по улице европейского города. Если бы не толпа прохожих, с удивлением взирающая на него, можно подумать, что идет богатый и успешный человек из высшего общества.
Он к нему и принадлежал. Не случайно же в 1934 году его в составе труппы театра после очередного триумфа пригласили на прием к английской королеве.
И еще одна загадка. Среди прочих бумаг здесь хранится фотокарточка Ширли Темпл. Маленькая девочка с искрящимся взглядом широко распахнутых глаз. Благодаря фильму «Сияющие глаза» она получила и свой псевдоним «сияющие глазки» и «золотые кудряшки». Знаменитая в 30-е годы актриса из Голливуда. Самая юная звезда, получившая Оскар, вошедшая в сотню величайших звезд кино под № 18, а впоследствии ставшая видным дипломатом и послом США. Как ее личная фотография оказалась среди бумаг маленького Алекса? Возможно, они были знакомы или их связывала дружба, свидетельства которой до нас не дошли…
И еще одна фотография: Александр Виноградов, загримированный под шута, в дурацком колпаке. Сидящая на скамейке женщина, не удержавшись, бросает на «маленького» Алекса насмешливый, презрительный взгляд. Подпись гласит о том, что это момент съемок художественного фильма. Но какого?
Ну и совсем фантастическая история из жизни рыбинца Александра Николаевича Виноградова… В 1939 году американская киностудия MGM, которой руководил уроженец Рыбинска Николас Шенк, сняла фильм «Волшебник страны Оз» по роману Фрэнка Баума. В фильме есть сцена, в которой поет хор «жевунов»-карликов. Для этой роли были приглашены 125 «маленьких» артистов со всего света. Среди этих актеров был и Alex Vinogradi. Может быть, тогда он и получил в подарок фотографию от Ширли Темпл?
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ И ПРАВО НА ПАМЯТЬ И ЛЮБОВЬ
Они протекали в Рыбинске. Жили Виноградовы вплоть до 70-х годов прошлого столетия по адресу: ул. Луговая, 3. Ныне это дом на Комсомольской площади, в котором размещается продовольственный магазин. Вот на фото Александр Николаевич у подъезда типично советского дома. Говорят, Виноградов получал пенсию с детства — по инвалидности. В последние годы его содержала сестра. Никто из соседей не знал, а сам Александр Николаевич никому не рассказывал про свою феерическую жизнь в 30-е годы.
Судя по всему, женат он не был. Вот посмотрит на него обыватель и не позавидует его судьбе. Это если он не хочет знать более того, что идет в руки. А если не поленится — откроется такая огромная жизнь, такое географическое пространство, в котором он жил и по которому без устали перемещался, и этой жизни тогда и позавидовать не грех.
Иным знаменитостям эта «кольчужка славы» не по размеру. А вот ему — маленькому Алексу — вполне. Кроме множества фотоснимков, у нас нет никаких свидетельств о его жизни, в которой могла быть и комедия, и драма, и трагедия. Но и по тому, что мы видим, Алекс был добрым, его уважали друзья и партнеры по труппе. Как он не попал в мясорубку репрессий конца тридцатых, когда даже не поездка за границу, а наличие родственников за границей приравнивалось к шпионажу и каралось расстрелом.
Мы можем только предположить, что цирковая и театральная деятельность Александра Николаевича Виноградова могла служить лишь декорацией для другой, более серьезной и ответственной игры и сцены. Но и это предположение дает нам всем право признать большие заслуги маленького человека из Рыбинска, которого знал мир и которому рукоплескали и простые зрители, и короли.
В последнее время стало модным сооружать памятники образам и легендам, фантазиям и литературным героям. Беда в том, что те, кто по-настоящему заслужили право на память и любовь, ушли из жизни незаметно и в смутное время, когда до заслуг конкретных людей никому не было дела.
Но наш Рыбинск, как и многие города в России, богат своими замечательными людьми с такой вот, как у Александра Николаевича, нестандартной судьбой и биографией. Он был маленьким человеком, но вовсе не маленьким артистом, дарившим людям во всех странах мира большую радость, как, например, Олег Попов или Чарли Чаплин.
Владимир РЯБОЙ, Андрей РОДИН
Здравствуйте! Я бы хотела связаться с автором статьи.
Я являюсь внучкой племеняцы Александра Виноградова или как его называли в семье дядьки Шуры. Племянница его жива, ей 86 лет. У нас не все фотографии сохранены, хотели бы посмотреть те, что есть в редакции, если ещё есть. И может быть бабушка бы дополнила статью
Здравствуйте! Я бы хотела связаться с автором статьи.
Я являюсь внучкой племяницы Александра Виноградова или как его называли в семье дядьки Шуры. Племянница его жива, ей 89 лет. У нас не все фотографии сохранены, хотели бы посмотреть те, что есть в редакции, если ещё есть. И может быть бабушка бы дополнила статью