Эмоции у участников Деминского марафона буквально зашкаливают. Кто они, решившие пройти марафонскую дистанцию? С какими трудностями им пришлось столкнуться?
Узнали подробности преодоления снежных просторов и самого себя у Павла Касаткина, замначальника городского управления строительства.
За его плечами, вернее лыжами, уже семь марафонов, из них шесть дёминских и подмосковная Битца. В этот раз он стартовал в четвертой волне под номером 1202.
— Впервые на лыжи встал в школе. Как и у всех, это были простые «деревяшки» с резинками. Лыжня не вызвала никакого особого интереса — я тогда отдал предпочтение легкой атлетике. И лишь спустя годы, когда уже работал на НПО «Сатурн», лыжи стали серьезным увлечением. А началось все со спартакиады, которую организовал тогда еще генеральный директор «Сатурна» Юрий Ласточкин. Это здорово затянуло, с тех пор я уже не расстаюсь с лыжами и палками, а марафонская трасса стала частью моей жизни.
Первый марафон? Сразу на 50 км. 25 км марафоном не считаю, это тренировочная дистанция. Первый запомнился тем, что о-очень долго шел до финиша, часов пять или больше. На следующий отправился с огромным желанием преодолеть самого себя и пробежал лучше, потом — еще лучше. Так закрутилось, понеслось, и теперь для меня марафон — это не раз в год проехать полсотни километров и умереть. Это постоянные тренировки по-серьезному. Не для результата, а просто для себя!
Со временем все марафоны кажутся одинаковыми, разве что яркие метки в памяти оставляет погода. Этот Дёминский — особенный, экстремальный именно благодаря ей. За ночь снег завалил отлично подготовленную трассу. Профессионалы, люди, достаточно тренированные, неслись, как лоси, хотя и им приходилось нелегко. Новичкам и середнякам, таким как я, нужно было прилагать очень много сил, чтобы двигаться по мягкой и потому сложной трассе. Но тем ярче ощущения, значимей личный результат марафона!
По старту все марафоны похожи — тебя обгоняет сначала твоя волна, потом следующие волны. Не очень приятно, когда идешь в подъем в 2-3 полосы, и тебя опасно начинают обгонять профессионалы. Тренированный человек тебя быстро объедет, но может случайно палку воткнуть, и ты спотыкаешься, теряешь равновесие… Но это марафон, здесь самые сильные идут за результатом.
В течение первых 20 километров — постоянные подвижки на трассе, обгоны, потом караван растягивается, более-менее все притираются по скорости. И когда ты уже вкатился, продышался, оценив свои силы и погодные условия, движешься с постоянной скоростью, уже сам кого-то начинаешь догонять и обгонять.
Что было самое трудное? Просто ехать. Физически. Потому что после 35 км на петле организм стал сопротивляться, сказывалась усталость, боль, возникали неприятные ощущения в мышцах. Это отличие тренировочного процесса от реальных условий марафона: на тренировках не бывает таких погодных форс-мажоров. А здесь ты просто поставлен перед фактом и мобилизуешь все силы, выбираешь ритм движения.
Желание сойти? Нет, у меня такого желания не возникало. Хотя, если бы дистанцию сделали, как раньше, в два круга, покинувших трассу было бы гораздо больше. В предыдущие годы второй круг проходил по стадиону где-то на 40 километре, и очень многим не хватило силы воли уйти на последнюю десятку, в тяжелый подъем. В этом году — проще, потому что дистанцию сделали в один круг, и стадион пересекаешь на 13 километре, затем полный сил уходишь на дальнюю петлю. Так что морально было проще.
И сама трасса в техническом плане в этом году для меня оказалась легче. Все крутые подъемы — в начале, а дальше — тягуны, которые даются несложно. Последние 10 км — вообще сплошные спуски, отличный бонус тем, кто не сошел с дистанции. Была бы другая погода, и результаты были бы другие. Я надеялся в этот раз легко выбежать из 4 часов, а вышло — 4 часа 56 минут… Два года назад я бы с таким результатом оказался в самом конце, а нынче за мной еще финишировали 200 человек, так что я доволен. Не забуду, как восхищался ветеранами, которые намного старше меня, а обгоняли легко и быстро уже со старта!
Новый — мировой — статус Дёминского марафона заметен во многом.
К примеру, на пунктах питания все, что выложено на столах, подписано на русском и английском, и каждый мог легко найти то, что нужно. Здорово работали волонтеры, сразу подбегая к группе лыжников с питанием, мне на последнем пункте соленый огурчик положили прямо в рот, не пришлось и палки снимать! Соль необходима, чтобы не сводило мышцы…
Я, правда, на сороковом километре спросил, нет ли шашлычка с пивом, говорят — нет! Кстати, в отличие от прошлых марафонов, в этот раз на конечных пунктах питания после 30 км было тёплое и даже горячее питье. Это очень важно.
А вообще у меня организовано персональное питание — на трассе в районе 17 и 47 километров дистанции стояли мои «кормильцы». Это уже становится марафонской традицией. Первая остановка — куриный бульон. Потом — глюкоза из поясного термоса через каждые 5-7 км: два-три глотка сделаешь, сил сразу прибавляется. Ближе к финишу — регидрон (раствор солей). Он действует быстрей, чем хлеб и соленые огурцы.
И вот финиш! Здесь немало было позитивных пунктов. И первый — марафонская медаль! Очень красивая, оригинальный дизайн, прекрасный сувенир — сразу сыну показал. Гордость берет — на стену повесил! Пусть это войдёт в традицию, и тогда участники соберут целую коллекцию дёминских медалей.
Талончик на питание, который выдается на финише, — это хорошее решение. Раньше талон получали при регистрации, потом его куда-то положишь, забудешь, нужно идти искать, после 50 км гонки совсем не до этого. На финише — классный обед. Очень позитивное ощущение от этого нововведения, и пусть оно станет правилом! Полевая кухня — намного лучше, чем кормёжка в кафе, потому что участников так много, что там всегда столпотворение, и добраться до еды проблематично. А здесь — несколько палаток, все без очереди.
Обед вкусный — бульон, перловка с мясом, сарделька, хлеб и соленый огурец. Ел с удовольствием! А еще кекс с изюмом. Чай, я заметил, был какой-то особенно вкусный.
Регистрацию я прошел без всяких проблем за 2 дня до марафона, получил стартовый номер, очень удобно с оплатой — в электронном виде через банк или другие платежные системы.
В этот раз впервые марафонский круг пересекал автотрассу. Когда ехал туда — все было замечательно, а вот обратно сразу заметил — словно верхний слой снежной подушки уже сгребли, и местами был голый асфальт.
Чтобы не испортить лыжи, я здесь не ехал, а как бы в пришлепку бежал. В принципе, это 47 километр, и мне было уже все равно — хоть лед, хоть вода, хоть голая земля, впереди — финиш! Но сзади бежали еще человек двести. Думаю, на следующий раз здесь нужно сделать хороший запас снега, чтобы обеспечить чистую подушку на дороге.
За что я люблю Дёмино: будь то этапы Кубка мира или Дёминский марафон — здесь всегда особая атмосфера, настроение, праздник. И всегда очень интересно! Снежный лось на стадионе просто замечательный и запомнился всем, кто был в Дёмино. Было весело и интересно и детям, и взрослым. Все, кто увлечен зимними видами спорта, могли приобрести спортивные товары, свои снегоходы выставила «Русская механика». Говорят, был очень хороший концерт группы «Иван Купала».
Я бы посмотрел, жаль, не успел…
Битца? Нет, этот подмосковный марафон по организации, размещению, сервису нашему не конкурент, я бы даже сказал — в подметки не годится.
А Дёмино заметно прогрессирует, растет. Думаю, что оно добавит людям желания заниматься спортом, особенно молодежи. В плане саморазвития, самоконтроля спорт просто обязателен. Он дисциплинирует, поддерживает форму. Без движения, активного образа жизни нормальному человеку нельзя. И я рад, что в школы снова вернется комплекс ГТО. Здесь — соперничество: стыдно отставать от друзей, поневоле подтянешься!
Записала Марина Морозова