Активный, работоспособный совет многоквартирного дома, грамотный председатель — залог того, что управляющая компания будет работать в интересах собственников жилья, качество проживания улучшится, а стоимость квартир в нем повысится.
Так считает председатель комитета территориального общественного самоуправления «Мариевка-1» Галина Тишинова.
Пришел, увидел — «построил»
А в пример Галина Поликарповна приводит работу председателя совета дома № 1 по Пархинской улице Льва Мусинова. Вступив в должность в сентябре прошлого года, буквально за шесть месяцев Лев Николаевич сумел добиться, чтобы в десятиэтажном доме отремонтировали кровлю, ВСЕ трубы в подвале заменили на полипропиленовые, поменяли (тоже на пропиленовые) несколько стояков холодного и горячего водоснабжения и установили новое оборудование насосной станции.
Причем работы управляющая компания провела за счет средств, собранных по строке «Содержание и ремонт жилья», никаких дополнительных денег с жильцов не собирали. Они сами решили «скидываться» ежемесячно по 150-200 рублей — на консьержа, который дежурит в доме круглосуточно, поэтому в подъездах чистота и порядок, на стенах никто не пишет, посторонних не бывает.
Что же за кудесник такой — Лев Мусинов? В прошлом — директор по экономике и финансам ССЗ «Вымпел», он говорит, что на работе приходилось оперировать такими суммами, после которых проверить средства дома — то же, что сщелкать стакан семечек. Под стать председателю собственники дома избрали и совет, в который вошли руководитель банка, глава строительной фирмы и бывший директор кондитерской фабрики — все люди компетентные, «девочкам из УК» их не провести.
Галина Тишинова часто просит Льва Николаевича поделиться опытом с другими председателями домовых советов. Главные его рекомендации заключаются в следующем. Во-первых, вступив в должность, человек должен внимательно изучить договор между собственниками дома и управляющей компанией. Суть договора не должна сводиться к тому, что УК — это метрополия, а дом — колония.
Собственники не данники, они нанимают компанию, которая осуществляет деятельность, исходя из их пожеланий. Они заказывают работы на доме, контролируют их качество, и они должны знать, на что потратили их деньги.
Поэтому со всей ответственностью председатель обязан проштудировать отчет УК об итогах управления домом за предыдущий год. И здесь несколько моментов, на которые мы не можем не обратить ваше внимание. Во-первых, Лев Николаевич не принимает отчет, в котором указаны долги жильцов.
Потому что долги — проблема не собственников, а управляющей организации, в штате которой есть юристы, их прямая обязанность — взыскивать суммы в суде и работать с судебными приставами. Поэтому фортель, который устраивают некоторые «управленцы», указывая в отчете, сколько денег они собрали, сколько им не заплатили и сколько в итоге жители остались должны компании, у него не проходит.
Другой повод не принимать отчет — непредставление актов выполненных работ, подписанных председателем совета. Дело в том, что в доме установлен следующий порядок. Какой необходим ремонт (крыши, подвала, насосной станции), решают собственники, они заказывают работы, с ними управляющая компания, просчитав затраты, согласовывает смету.
Предварительно документ проверяет член совета дома, директор строительной фирмы. Только когда он дает «добро», председатель совета разрешает приступить к работам, а по их окончании — проверяет качество и подписывает акт. Если управляющая компания пытается доказать, что сделала какой-то ремонт в обход этого порядка, Лев Николаевич отвечает: «Акта нет — и суда нет».
Еще один совет начинающим председателям — изучить Жилищный кодекс, особенно статью 161.1, чтобы четко представлять, за что отвечает совет дома, а за что — председатель. Основной своей задачей Лев Мусинов считает — наблюдать, как управляющая компания выполняет свои обязательства, для этого он постоянно напоминает о себе и о своем доме: звонит, пишет, приходит побеседовать. Ставку при этом делает не на эмоции, а на знание законов.
Собственник нанимателю не ровня
На территории КТОС «Мариевка-1» 45 многоквартирных домов. Далеко не в каждом из них дела обстоят наилучшим образом. Например, жители дома № 40 по проспекту Батова часто приходят к Галине Тишиновой пожаловаться то на протекающую крышу, то на разлившиеся в подвале канализационные стоки, то на жуткое «амбрэ» в подъездах. Виновником своих несчастий они считают управляющую компанию, но организоваться и выбрать совет дома не могут.
И им, и жителям других домов Галина Поликарповна объясняет: если нет жесткого контроля собственников, ни одна УК работать не будет. А чтобы установить этот контроль, комитет активно агитирует жителей выбирать советы МКД во главе с председателями.
Эту работу начали в прошлом году. В итоге 15 домов выбрали советы. Для остальных комитет подготовил документы — листы голосования, протоколы общих собраний, уведомления об их организации и реестры собственников квартир с количеством голосов, принадлежащих каждому. И вот тут возникла проблема: стать председателем совета МКД может только собственник жилья.
— Когда в 2008 году мы начинали выбирать старших по домам, — рассказывает Галина Тишинова, — такого различия не делали. В некоторых домах жители выбрали старшими не собственников, а нанимателей муниципального жилья, и они эффективно работали все эти годы. Теперь мы их вынуждены переизбрать. В результате мало того что мы обидели людей, в ряде домов никого не можем найти на их место. Стать эффективным председателем совета МКД может далеко не каждый, и мало кто соглашается занять эту должность.
За нанимателей голосует департамент
Руководитель отдела реформирования ЖКХ департамента ЖКХ, транспорта и связи Елена Смирнова подтверждает:
— Действительно, статья 161.1 Жилищного кодекса предусматривает обязанность собственников избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в многоквартирном доме. А из членов совета МКД собрание избирает председателя совета многоквартирного дома.
Таким образом, считает Елена Юрьевна, государство предпринимает очередную попытку вовлечь собственников жилья в процесс управления многоквартирным домом, активизировать их взаимоотношения с управляющей организацией и усилить контроль над ней.
Наниматели жилья не только не могут стать председателем или членом совета МКД, они не принимают участия в общем собрании собственников и не голосуют на нем. За квартиры и нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, решение принимает городской департамент ЖКХ.
— Такое понятие, как старший по дому, — поясняет Елена Смирнова, — в Жилищном кодексе отсутствует. Но, поскольку Рыбинск начал работу по организации общественного самоуправления задолго до того, как этой темой озаботились на государственном уровне, сейчас у нас часть старших по домам не являются собственниками жилых помещений. Эти люди много сделали для своих домов, но мы должны поблагодарить их и провести работу, чтобы положение дел соответствовало федеральному законодательству.
Образцы документов, которые собственникам необходимо оформить при избрании совета дома, можно получить в отделе реформирования департамента ЖКХ. Законодательство не требует того, чтобы о выборе совета дома и его председателя собственники уведомляли городскую администрацию.
Однако Елена Смирнова советует сделать это:
— Чтобы мы знали о вас, чтобы смогли извещать председателя о проведении различных мероприятий и консультаций, чтобы председатель совета МКД мог получить льготу по оплате за жилищно-коммунальные услуги, мы просим принести копии протоколов в департамент ЖКХ, транспорта и связи и в комитет по развитию местного самоуправления. Об избрании совета нужно сообщить также в свою управляющую организацию, а еще лучше прийти и познакомиться с ее руководителем и специалистами. Помните: УК хорошо работают в тех домах, где от них этого требуют.
Ирина Коновалова