Раньше это называли профориентацией. Сейчас школьников тоже приглашают побывать в ОАО «Рыбинскэлектротранс», чтобы рассказать об особенностях работы экологически чистого транспорта и условиях на предприятии. Вместе с семиклассниками из школы № 27 на экскурсии в троллейбусном управлении побывал наш корреспондент.
Конечная остановка троллейбусных маршрутов № 1, № 5, № 6 и автобуса № 10. Вместе с ребятами мы проходим через проходную, слева остается небольшое строение, где размещается отдел кадров, справа – отдел сбора выручки. Нам не туда, а в административное здание. В нем находятся кабинеты генерального директора, всех главных специалистов, диспетчерская и бухгалтерия. Начальник плановоэкономического отдела Дарья Алексеева с увлечением рассказывает о работе ОАО «Рыбинскэлектротранс»:
— В административном корпусе также располагается учебный класс, где учат тех, кто через несколько месяцев сядет за руль троллейбуса.
Класс оснащен макетами и настоящими механизмами, чтобы будущие водители смогли не только увидеть, но и разобрать, а потом обратно собрать амортизатор, карданный вал и двигатель электрической машины – это в будущем поможет им в работе.
Весь период обучения, который занимает полгода, учащимся платят стипендию. Правила дорожного движения они изучают с преподавателями из автошколы. Технические дисциплины преподают начальник производственнотехнического участка и главный инженер троллейбусного управления.
По словам Дарьи Владимировны, средняя зарплата водителя троллейбуса составляет 20 тысяч рублей. Заработная плата водителя I класса может достигать и суммы в два раза больше: за счет сверхурочных и выходных. Конечно, такие деньги легко не даются, поясняет начальник плановоэкономического отдела, но стимул огромный! Зачастую женщины, устроившись в ОАО «Рыбинскэлектротранс» кондуктором, чтобы увеличить свои доходы, после специального обучения переходят работать водителем троллейбуса.
* * *
— Осторожно, — предупреждает Дарья Алексеева, — шаг влево, шаг вправо – и упадете в смотровую яму.
Наивная! Школьников как раз и привлекает все опасное и неизведанное. Несколько ребят тут же спустились в длинную забетонированную траншею и продефилировали под брюхом троллейбуса, затем посидели и подергали рычажки в кабине водителя, потом попытались взять машину за рога. Это оказалось непросто, ведь одна штанга, которая крепится к контактной сети, весит 12-14 кг, а водитель должен манипулировать обеими сразу.
Эстафету у Дарьи Алексеевой принял Роман Конкин, заместитель начальника депо. Он показал школьникам разные станки и механизмы, рассказал, что на участке обмотки ремонтируют не только двигатели троллейбусов, но и моторчики холодильников и стиральных машин.
Узнав о работе ремонтных служб и сфотографировавшись за рулем троллейбуса, семиклассники вышли на просторную парковочную площадку, где «ночуют» машины и проходят конкурсы водительского мастерства.
Напоследок ребятам предложили прокатиться в троллейбусе. Сделав круг по площади, электрическая машина завернула в мойку. И это, по словам учеников, было самым эмоциональным в экскурсии. Все время, пока щетки и сильные струи воды драили и отмывали кузов, они оставались в салоне.
Когда ребят на чисто вымытом троллейбусе повезли в школу, Дарья Алексеева пожелала им успешного окончания учебного года и предложила вернуться на предприятие, но уже не в качестве гостей, а высокопрофессиональными специалистами, управляющими электроустановками – троллейбусами нового поколения. Ведь, несмотря на течение времени и технический прогресс, троллейбус как экологически чистый транспорт, пусть в измененном виде, будет востребован всегда!