Она может быть навязчивой и надоедливой, а может быть интересной и запоминающейся. Реклама, о которой идет речь, сопровождает нас на каждом шагу. Всевозможные плакаты, растяжки и билборды выплескивают на граждан массу информации: здесь можно узнать, какие куртки носит Сергей Лазарев, какого оператора сотовой связи выбирают некоторые люди и даже… йети. Все это для кого-то, может быть, и важно, но во всем нужна мера, а уж когда речь заходит о внешнем облике города, который порой страдает от рекламной «солянки», тем более.
Пожалуй, лидерами по числу нареканий как в плане эстетики, так и законности размещения остаются билборды. Недаром в последние годы городской департамент архитектуры и градостроительства активно пытается найти управу на предпринимателей, незаконно устанавливающих эти масштабные рекламные конструкции, в суде.
«На данный момент по 108 таким объектам закончились договоры аренды. При этом по 70 рекламным конструкциям вынесены судебные решения и в ближайшее время планируется отправить под снос 50 из них. Для сравнения: за прошлый год демонтировано порядка 30 рекламных конструкций», — уточнила директор департамента архитектуры и градостроительства Любовь Тихонова. Ликвидировать рекламных «нелегалов» нужно не только из-за требований к эстетике городской среды, но и в связи с безопасностью — бесхозные билборды могут представлять реальную угрозу.
Дело нешуточное, но, конечно, законопослушных налогоплательщиков может возмутить тот факт, что в большинстве случаев демонтаж незаконных рекламных конструкций производится за счет города. Стоит такое удовольствие недешево — от пяти до десяти тысяч рублей за один билборд, в зависимости от места его размещения.
«Мы вынуждены делать эту работу за счет городского бюджета, поскольку сами владельцы незаконных рекламных сооружений порой даже решение суда, обязывающее их убрать свое имущество, не исполняют», — продолжила Любовь Валерьевна. Так, например, периодически возникали проблемы с рекламными конструкциями, установленными рекламным агентством «СВ-студия». Сейчас они выкуплены другой коммерческой структурой, но от демонтажа незаконные объекты это обстоятельство не убережет. Также и в других случаях — ждать, пока владельцы соберутся забрать свое добро, нет времени.
В наружной рекламе грань, отделяющая искусно выполненную визуальную картинку от полной безвкусицы, очень тонка. Удивительно, но по рекламной вывеске можно судить об уровне того или иного коммерческого предприятия — магазина, кафе или салона. Наверное, поэтому некоторые вывески хотя и являются детищами современной рекламной индустрии, настолько органично вписываются в эстетику города, что кажется, будто на одном месте они красуются уже, по меньшей мере, несколько десятилетий. А вот другие «экземпляры» так режут глаз, что хочется как можно быстрее пробежать мимо. В особенности грешат незатейливой и примитивной рекламой промтоварные магазины, реализующие недорогой ширпотреб. Вырезанные в фотошопе фигурки улыбающихся мужчин и женщин, груженных десятками пакетов с покупками, создают ощущение дежа-вю. Где-то мы все это уже видели. Ах да, на стене другого магазина.
Клишированность рекламных вывесок — это еще полбеды, другое дело, когда они появляются незаконно. Один из последних фактов, привлекших всеобщее внимание, — рекламные растяжки на ограде Центрального рынка. Их здесь не должно быть в принципе — как по соображениям безопасности, так и городской эстетики. Хотя, может, в данном случае руководство Центрального рынка преследовало благие цели: скрыть за рекламными баннерами не слишком живописное внутреннее убранство базара?
Сейчас перед администрацией города стоит задача привести наружную рекламу в Рыбинске в порядок. Причем касается это не только широкоформатных объектов, но и банальных растяжек, вывесок и плакатов. Еще в 2011 году было принято постановление главы города, в котором прописывалась концепция размещения наружной рекламы, но до последнего времени воплощать ее в жизнь было проблематично. Дело в том, что основная масса долгосрочных договоров на установку рекламных конструкций заключалась несколько лет назад, и до момента окончания их действия, которое произойдет как раз в текущем году, расторгнуть их не было возможности.
«На данный момент подготовлена концепция размещения рекламных конструкций, деликатно вписывающихся в эстетический облик города», — пояснила Любовь Тихонова.
По своей сути концепция предполагает разделение города на несколько зон: заповедную, особого и общего контроля. В первую отнесены памятники архитектуры, участки, находящиеся в непосредственной близости к монументам, природные ландшафты, здания органов местного самоуправления и некоторые другие категории. В большинстве случаев реклама здесь запрещена. Исключения возможны, но только с разрешения специальной комиссии, и касаться они могут определенного вида рекламных объектов — компактных конструкций размером не более 1,8 на 2 метра, тумб, рекламы на остановках. Прерогатива здесь отдается небольшим сити-форматам — застекленным с двух сторон конструкциям, устанавливаемым на тротуарах вдоль дорог.
В зону особого контроля попадает центр Рыбинска, а также главные городские магистрали — улицы Герцена, Горького, Кирова, Крестовая, Луначарского. Здесь «зеленый свет» дан более габаритным объектам — рекламным конструкциям размером 3 на 4 метра с подсветкой, кроме того, не возбраняется вывешивать брандмауэры на домах.
В отдаленных от центра районах, на определенных улицах, можно размещать еще более крупные рекламные объекты современного вида. Кстати, при разработке их внешнего вида за основу был взят опыт московских архитекторов. Типовые, то есть не разномастные, с подсветкой, выполненные в интересном архитектурном решении (несущие опоры билбордов будут выполнены в виде стилизованных круглых колонн) объекты станут обязательным примером для исполнения всеми рекламными агентствами.
«Пока шла работа над концепцией, а точнее, с 2011 года торги по размещению рекламных конструкций не проводились, но уже летом текущего года мы возобновим эту практику. Помимо установки новых рекламных конструкций, как я уже говорила, продолжится работа по сносу старых, несанкционированных, чей внешний вид не отвечает требованиям. Что касается рекламных вывесок и плакатов, то их бесконтрольному засилью, по крайней мере в центре города, также наступит конец — размещать их станет возможно только на определенных в постановлении объектах», — резюмировала директор департамента архитектуры и градостроительства.