Борис Хлебников — верный друг киноклуба «Современник» и почти что наш земляк. Коренной москвич, он купил домик в деревне возле Охотино и каждое лето ездит туда с семьей.
17 мая Борис покажет рыбинцам новый фильм «Долгая счастливая жизнь», представлявший в этом году Россию на 63-м Берлинском международном кинофестивале.
В недавнем интервью режиссер сказал:
— «Долгая счастливая жизнь» – это абсолютно радостный фильм, потому что в нем показана победа человека над обстоятельствами. У нас каждый раз подготовка к проекту занимает очень много времени. Меня к этому приучил сценарист Александр Родионов. Очень самонадеянно писать о чем-то, если ты об этом мало знаешь. Возникает какая-то идея, мы начинаем изучать вопрос и одновременно писать сценарий. Мы писали роли уже под конкретных актеров, их даже в фильме зовут так же, как в жизни.
В нашем фильме нет героев и негодяев, а есть люди в предлагаемых обстоятельствах, те, кто приспосабливаются к ним, и те, кто совершенно теряются, не зная, что с ними делать. А есть человек, который идет против этих обстоятельств. Он не справляется с российской действительностью – экономика так устроена, что в деревне ничего хорошего не будет в ближайшие 20-30 лет, — но разбирается сам с собой, со своими эмоциями и мыслями и решает важные для него внутренние вопросы.
Этот фильм я придумал снимать на севере. Съемки проходили на берегу Белого моря, в поселке Умба Мурманской области, на территории хозяйства, любезно предоставленного местным фермером. Жители поселка принимали в съемках непосредственное участие.
Расходясь в деталях, критики едины в оценке мастерства и актуальности картины.
Борис Хлебников – вероятно, один из самых интересных современных российских режиссеров. Но интересен он прежде всего тем, что находится в постоянном поиске. Если его дебютный, сделанный в соавторстве с Алексеем Попогребским, «Коктебель» был фильмом по преимуществу лирическим, то не менее нежная комедия «Свободное плаванье» обладала мощным социальным подтекстом, фантасмагорическая «Сумасшедшая помощь» могла заставить скорее плакать, чем смеяться, а легкомысленный «Пока ночь не разлучит» доводил до шаржа жанр актуального репортажа. «Долгая счастливая жизнь» – промежуточный, но итог. Это абсолютно зрелая, серьезная и горькая картина. Снятый достоверной камерой Павла Костомарова, блестящего документалиста, фильм скупо и спокойно ведет нас к неизбежной драматической развязке, позволяя за недолгое время действия (картина длится меньше полутора часов) подумать о российских политических протестах прошлого года и об их итогах, о цене индивидуального сопротивления и о смысле, который мы сегодня вкладываем в понятие «свобода». Если вы – человек неравнодушный, «Долгая счастливая жизнь» обязательна к просмотру. Если равнодушный, тоже попробуйте. Не исключено, что и вашу защитную броню он пробьет.
Фильм Бориса Хлебникова долго все ждали, но многие, дождавшись, были несколько удивлены. Режиссер приятен столичной артистической тусовке тем, что он свой и в то же время народнее. В «Долгой счастливой жизни» почти нет следов этой приятности. Кино получилось жесткое, прямое, без абсурдистского юмора.
Источником вдохновения создатели фильма называют картину Фреда Циннемана «Ровно в полдень», хотя общего с ней осталось немного. Александр Яценко играет своего героя с лаконизмом, достойным Спенсера Трейси или Джона Уэйна. Без грубого нажима, без отпугивающей чернухи Хлебников показывает состояние страны, отданной на растерзание бандитам, и состояние народа, который не прочь побузить, но не готов к организованному действию. Протест, таким образом, остается на данном этапе отчаянным уделом пассионарных одиночек, которых сразу и не распознаешь, но чье достоинство не стоит задевать: можно жестоко поплатиться.