Кажется, 9 мая весь Рыбинск устремился туда, где с утра звучат песни военных лет, — на площадь перед универмагом «Юбилейный». До начала Марша Победы еще целый час, но площадь, залитая ярким солнцем, уже бурлит, наполняясь людьми.
«Здорово, Петрович!» — крепко обнимаются бывалые солдаты, не скрывая слез. Словно однополчане перед решающим боем договорились о встрече после войны, и вот она, Победа, только полка того славного убыло непоправимо…
Через 68 лет после окончания Великой отечественной в Рыбинске в живых осталось только 515 ее участников да меньше четырех тысяч ветеранов тыла. Самым молодым фронтовикам сегодня уже за 85…
Среди фронтовиков сразу отыскала знакомое лицо: Николай Михайлович Новотельнов, известный мологжанин, много лет проработавший в сельском хозяйстве Рыбинского района. Когда началась война, ему было 16, работал водителем на спичечной фабрике. Повестка пришла в январе 43-го. Сначала Горький, училище, в июне уже попал на фронт. Немцы тогда стояли под Можайском. Восемь военных месяцев служил в радиоразведке, а потом принял машину и крутил баранку на своей полуторке по лихим фронтовым дорогам от Смоленска до Берлина, в составе Первого Белорусского фронта прошел всю Европу.
Помнит Николай Новотельнов свое боевое крещение. Под Смоленском немцы разбомбили дорогу, у воронок по обе стороны скопились машины, повозки, люди… И тут налетели два «мессера» и начали поливать огнем. Открытое пространство, высокая насыпь — и деваться некуда. Было страшно, многие погибли тогда… Сколько их было потом, таких вот обстрелов — под Минском, Бобруйском, Белостоком… «Но, Слава Богу, берег меня мой ангел-хранитель! За всю войну — ни одного ранения, — вспоминает младший сержант Новотельнов, — День Победы? Его встретили в Цоссене под Берлином, узнали по радиосвязи, высыпали на улицу и выпустили в воздух весь боезапас… А потом поехали с начальством искать вино, чтобы Победу отпраздновать, да не нашли, отмечали морсом…»
Виталий Николаевич Маркелов признается: «Отпразднуем, как положено, вчера взял «боекомплект» — в кассу даже без очереди пропустили в честь праздника. А обычно не пропускают, даже в больнице — говорят, мол, жди, старик, все мы тут инвалиды…»
Его призвали в феврале 43-го, воевал в составе Первого танкового корпуса на Первом Прибалтийском и Третьем Белорусском фронтах.
Особенно памятны ветерану тяжелые бои под Шяуляем в Литве летом сорок четвертого, а потом на его солдатскую долю выпали сражения за Восточную Пруссию, которые военные историки признали самыми кровавыми в военной кампании 1945 года. Взятие Кенигсберга и разгром немцев на Земландском полуострове… Дважды был ранен.
День Победы встретил там же, в Восточной Пруссии, в городе Гумбиннен. Узнали о немецкой капитуляции ночью, забрались на крыши и палили на радостях в небо из всех орудий. После Победы служил радистом в Кенигсберге, домой вернулся только через три года. Медаль «За отвагу» получил после первых боев в Белоруссии.
Николай Семенович Смуров воевал с января сорок пятого: Венгрия, Будапешт, а потом Фехервар — город в Чехии, откуда дорога на Вену. Победа застала его в Австрии, в городе Папа. А дальше — парад Победы на Красной площади, воздушные парады, в которых десантник Смуров участвовал много раз. Он воевал в Девятой гвардейской воздушно-десантной армии, это был резерв Сталина. За всю войну совершил 53 прыжка с парашютом.
Грянул духовой оркестр, и вслед за знаменем Победы по Крестовой маршем пошла колонна. В первых рядах — 17 фронтовиков, которые отважились на этот Марш Победы. С «флангов» и следом — ветераны военной службы, участники боевых действий в Афганистане, Чечне, чернобыльцы, за ними — военнослужащие Рыбинского гарнизона, курсанты речного училища, кадетский корпус… Вдоль проспекта сплошной стеной — рыбинцы с цветами, фотоаппаратами и видеокамерами, которые пришли сюда целыми семьями, чтобы приветствовать седых фронтовиков. Потому что как в песне — «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» Много было малышей с цветами, с гвардейскими лентами на груди, кто-то в зеленом камуфляже, пилоточках, на плечах у пап, у которых воевали деды и прадеды…
— 9 мая — самый главный праздник, самая главная наша Победа — в той войне, — сказал в своем обращении к жителям Рыбинска глава города Юрий Ласточкин. — Тысячи и тысячи рыбинцев ушли на фронт; те, кто остались, встали к станкам, эвакуировали заводы, работали в госпиталях, обеспечивали электроэнергией Москву. Сегодня уже 68-я годовщина Победы, и нет ни одной семьи, где бы не хранили память об этой войне, где бы не было потрясений и жертв. Эти майские дни, песни, фильмы, парады, шествия — возможность еще раз задуматься о значении Победы, рассказать детям, внукам, правнукам о том, какой ценой она досталась.
Минута молчания ровно в 60 ударов сердца… Под звуки моцартовского «Реквиема» к вечному огню и монументу воинской славы ложатся тысячи живых цветов. Традиционные оружейные залпы — в память о не вернувшихся с войны. Их, по данным Книги Памяти, по Рыбинску и Рыбинскому району 26 358. В этом числе погибших — 13 117 солдат и офицеров, еще 2 518 умерли от болезней и ран, 10 723 пропали без вести. А всего ушли на фронт, по данным Совета ветеранов, более 70 тысяч жителей Рыбинска и района.
Марина Морозова