Темы 22 мая 2013 11:03

Что увидела во сне императрица?

18 мая на Рыбинский музей-заповедник вновь опустилась ночь, которую все так ждали. Традиционная «Ночь музеев»

По залам и экспозициям в кружевных кринолинах и  камзолах летали сны. Возможно, это были заблудившиеся в веках сны коронованной особы…

«Голос скрипки, тревожный и зыбкий»

Императрица в жемчужном платье идет по представительскому залу под руку с фаворитом. Экспонаты выставки «Дом Романовых» создают настолько органичный интерьер, что посетителей музея абсолютно не удивляет, что гости спустились к ним со старинного полотна, перешагнув через узорную раму, а может, вышли из диковинного зеркала в резной оправе. Камергер в расшитом золотом камзоле проводит викторину «Угадай царя».

Звучат песни и стихи о представителях дома Романовых. «Мученик – это, верно, о Николае Втором», «А какой же император играл на скрипке?» — гадают участники. Всем предстоит, как обещали организаторы,  «совершить массу открытий», выполняя задания маршрутного листа. Императрица не может сдержать эмоций, рассказывая о вспыхнувшем чувстве, так нельзя, даже в постановочной сценке она должна быть холодна, её жизнь давно стала целой эпохой, срослась с ней. Государственное не оставляет места личному, но оно прорывается снова и снова, хоть и спустя несколько веков — выступает трио «Эстрелла».

«В животе жизни»

В большом зале картинной галереи калейдоскоп разноцветных событий. Императрица словно плывет по течению времени, то погружается в глубь веков, то устремляется в просторы будущего. Идет выступление коллективов Центра детского творчества «Солнечный», дефиле моделей студии «Имидж», а со старинных портретов смотрят господа и дамы 18-19 веков.

Но вот выходит творческое объединение «Танелорн», и наша героиня оказывается в своей атмосфере. Зрителей же ждет экскурс в 18 век, они с головой окунаются в барочную эстетику, их кружат вальсы, мазурки, менуэты. Две шеренги, строго определенные танцевальные фигуры, но в этих рамках расцветает живая душа танца.

Затем над волжскими просторами разносятся переливы рояля, и в них тоже загадочная душа. Статичная государственность, кажется, совсем уже растворяется в этой музыке. И тогда открывается занавес сокровенного, почти интимного, скрытого  в глубине зала, — это выставка

«Семейные ценности» из московской галереи «Дом Нащокина», где представлены работы художников, дедушки и внучки, — Петра Пашкевича и Анастасии Рюриковой–Саймс. Здесь, так же, как и в экспозиции «Дом Романовых», акцент на человеческой жизни, но заданная эпохальность исчезает, границы веков стираются, образы приобретают мифологическую всеохватную широту и зачастую воплощаются в библейских сюжетах.

«В животе жизни» — так называется группа полотен, перед глазами зрителей все этапы развития человека – союз любящих сердец, зачатие, вынашивание, рождение, взросление, становление — и высшей ступенью оказывается многочисленное семейство. Историзм предыдущей выставки вырастает до мифа в этой.

«Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль»

В это время на цокольном этаже звенит кольчугами «Рось». Посетителей встречают девушки в костюмах «Великая степь».

Темнота древних веков раскрывает свои секреты. Желающие могут почувствовать себя археологами и, как паззл, сложить из осколков глиняный сосуд. Успехом пользуется ящик с песком, в котором закопаны различные артефакты, предлагается, осторожно орудуя кисточкой, снять с них все покровы и определить, что же здесь скрывало от нас время.

Особенно азартны дети, юных археологов охватывает неподдельный восторг: «Это как наши «секретики» под стеклом, закопанные во дворе, только всамделишные!» Несколько шагов по коридору, и все они уже хотят примерить  полное облачение древнерусского воина, вооружиться копьем, помахать мечом, спрятаться за алым щитом. «Рось» добродушно позволяет им это.

Мастера военно-исторического клуба проводят мастер-класс по плетению кольчуги. Проволочные колечки ловко соединяются одно за другим, ложатся ладно и точно, как даты сражений в учебнике истории. «Самое главное в работе – это усидчивость», — объясняет мастер. Однако наши предки жили не только войной, они знали и любили природу родного края.

«Это медведь, а это лисица, соловей, журавль», — наперебой кричат дети, они угадывают животных по голосам. Синкретизм древнего восприятия мира вступает в свои права.

 «В бурном море людей и событий…»

В исторических экспозициях, посвященных 19 веку, кипит людское море. Здесь демонстрируется ретроспектива фильмов, когда-либо снимавшихся в Рыбинске. И благодаря фотовыставке, посвященной работам Андрея Сигсона, можно заглянуть в семейные альбомы, прикоснуться к чьей-то памяти, к чьему-то забвению. Лица, навеки запечатленные как оттиск прошлого, говорят о многом.

Можно попробовать сравняться с ними, словно отправиться в прошлое, и, надев элегантную шляпку, цилиндр или картуз, тоже запечатлеться на фоне ушедшей эпохи. А можно, напротив, пойти знакомиться с творчеством молодых рыбинских фотографов в рамках шестой итоговой фотовыставки и сделать фотографию в технике фризлайт.

Модели напряженно вглядываются в темноту, фотосессия происходит при одном небольшом движущемся источнике света на длинной выдержке. Фотограф превращается в волшебника, рисующего светом, снимки завораживают своей мистичностью. Образы-лица будто постепенно выступают из тьмы времен, проясняются, наполняются смыслом – лишь на секунды. И вот опять всё заполняется тьмой.

 Сны на перекрестье эпох

В выставочном зале своё волшебство – процесс рождения робкой узорной красоты из полосок цветной бумаги. Здесь идет мастер-класс по квиллингу Анастасии Миролюбовой. Капля, глаз, лист, ролл… разнообразие элементов удивляет. Повелители бумаги радостно творят.

Их сменяют художники по керамике, пестрят разноцветные свистульки, крошечные солнышки присаживаются на глиняные блюдца…

И здесь же молчаливо присутствуют шедевры Елены Пасхиной. Судьбы-эпохи, воплощенные в бронзе, снова проходят лейтмотивом. Из волжской волны, опутанной колючей проволокой, поднимается крест – это посвящение Волголагу. Стрижами улетают в небо хоккеисты «Локомотива». Женщина-ветеран прижимает к груди, увешанной орденами, цветы – это портрет матери художницы, ещё одна жизнь, ставшая историей.

Звуки музыки вновь привлекают внимание. Выступает группа «БУ-Буфет». Она объединяет все временные пласты в один сплошной поток любви.  Звучит блюз, джаз, даже озорной рок-н-ролл. Философский монолог, начинающийся стихами Велимира Хлебникова «Когда умирают люди – поют песни…», перемежается с гимном чувствам. Так вот, оказывается, о чем был майский сон императрицы, затерявшийся в веках, – о вечной любви.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме