Темы 29 мая 2013

Старейший для маленьких

Рыбинский театр кукол — один из старейших в России. Этот сезон для наших кукольников юбилейный, 80-й.

Накануне праздничной даты беседуем с директором театра Еленой Ивановой

 

— Восемьдесят лет — время, за которое сложилась не одна традиция. Елена Алексеевна, расскажите, какие из них вы поддерживаете и развиваете сейчас?

— Традиций действительно много, и в двух словах обо всех не расскажешь. Все, что происходит у нас в театре, по сути, имеет корни в традиции. Возьмем самое очевидное — репертуар. Мы очень любим русскую народную сказку и мировую детскую классику. Это любимые с детства «Колобок», «Теремок», в новом сезоне будем ставить «Чудо-­репку» для самых маленьких. Для детей постарше — «Золушка», «Кот в сапогах», «Огниво», в июле юбилейный сезон закроет еще одна премьера — «Финист — ясный сокол». Его постановкой займутся костромской режиссер и питерский художник.
Классика, где добро побеждает зло, понятна всем поколениям детей и всегда находит живой отклик.

— Тем не менее, жизнь не стоит на месте. Театр кукол стремится идти в ногу со временем?

— Да, конечно. Театр меняется постоянно. Особенно изменения почувствовали все — и мы, и зрители, — когда переехали в новое здание. Возможности сцены, светового и звукового оборудования у нас сейчас совершенно иного уровня. Спектакли становятся необычными для восприятия, каждый из них дает какое-­то неожиданное открытие, ломает стереотипы. И сегодняшний «Теремок», например, уже не такой, как был 20, 30 или даже 10 лет назад. Когда на худсовете я увидела, как хочет воплотить его в жизнь режиссер из Сарова Ирина Семенчук, скажу честно — было даже немного страшно, настолько нестандартное у нее решение. Мы условно называем этот спектакль «пластилиновым»:  актеры на глазах у зрителей «лепят» и теремок, и всех кукол. Дети за этими «превращениями» следят затаив дыхание! Или последняя премьера — «Снежная королева». На её постановку мы специально пригласили художника-­мультипликатора из Москвы, выпускника ВГИКа. Благодаря оригинальному приему мультипликации традиционный, казалось бы, ширмовый спектакль смотрится совершенно по-новому!

— Вы упомянули о приглашенных специалистах. Насколько мне известно, у вас широко используется практика сотрудничества с целым рядом режиссеров и художников из разных городов. С чем это связано?

— Во-­первых, у нас в театре нет своего главного художника, когда-­то эта ставка была попросту упразднена. Поэтому приглашенные художники — это, с одной стороны, вынужденная необходимость, а с другой — большой плюс: спектакли не похожи один на другой.
Схожая ситуация и с режиссерами. В театре кукол работает главный режиссер Александр Быков, он ставит два спектакля в год. Но, согласитесь, как бы талантливы и хороши они ни были, это спектакли одного человека — со своей сложившейся манерой, своими приемами, видением.

А театр должен постоянно удивлять, особенно если речь идет о театре для детей! Поэтому мы и приглашаем режиссеров и художников из других городов: из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Костромы, Нижегородской области. Есть успешный опыт молодой режиссуры на нашей сцене. Москвичи Влад Костин и Светлана Рыбина поставили в этом сезоне оригинальный и мудрый спектакль для семейного просмотра «Жил-был дед», в котором персонажи не произносят ни единого слова.
Я считаю, что современный театр должен предоставлять зрителю возможность знакомиться с разными творческими подходами, с разным искусством.

спектакль Жил-был дед

—  А много желающих приобщиться к этому искусству?

— Вместе с гастрольными и фестивальными мы играем 250 спектаклей в год. Их посещают 29 тысяч зрителей. И это не только те, кто пришел по проданным билетам. Фактически на каждый спектакль мы резервируем несколько бесплатных пригласительных для определенных категорий ребятишек. Это дети из многодетных семей, дети с ограниченными возможностями, те, кто попал в трудную жизненную ситуацию. В этом вопросе мы давно сотрудничаем с социальными службами, с социально­-реабилитационным центром «Наставник».

— Это инициатива театра или какая-то разнарядка сверху?

— Инициатива наша. Мы хотим, чтобы наши спектакли могли увидеть как можно больше ребятишек. И было бы неправильно, если ребенок лишен сказки только потому, что родители не могут позволить купить билеты на всю семью.

— Как у вас обстоят дела с кадрами?

— Кадровая проблема очень сложная. Если с женской частью труппы у нас все в порядке: опытное старшее поколение, способные молодые актрисы, то актеров-­мужчин катастрофически не хватает. Но мы стараемся, ищем нестандартные варианты. Сейчас в труппе пополнение — пришел молодой человек только что после армии. Актерского образования у него еще нет, зато есть большое желание работать в театре кукол. Пока он занят на подачах, мастерство постигает на индивидуальных занятиях с нашими актрисами и главным режиссером.

Еще трое молодых актеров параллельно с работой в театре заочно получают образование в театральном институте. Учеба оплачивается из городского бюджета, за это понимание огромное спасибо администрации города и депутатам нашего Муниципального Совета.

— А регион поддерживает проекты театра?

—  Вот сейчас ждем субсидию из департамента культуры Ярославской области на реализацию программы по энергосбережению (определенная сумма на эти цели также будет выделена городом). Мы планируем частично заменить освещение зрительного зала на светодиодное. Прожекторы «съедают» очень много киловатт, и потому вопрос экономии для нас очень актуален.

— Чем запомнится в театре восьмидесятый сезон?

— Юбилейный сезон был очень активным и, я считаю, довольно-таки успешным. Мы выпустили четыре премьеры плюс новогоднюю постановку. Достаточно много ездили на гастроли: в Киров, Кострому, в июне собираемся в Иваново и Котлас Архангельской области.

На IV областном фестивале профессиональных театров два наших спектакля завоевали дипломы. «Теремок» (режиссер Ирина Семенчук) признан жюри лучшим спектаклем среди театров кукол. Надо сказать, что в конкурсной программе конкуренты были сильные: Ярославский театр кукол и несколько частных кукольных театров из столицы региона.

В номинации «За яркую сценическую метафоричность» отмечен спектакль «Жил-был дед» (режиссер Влад Костин). Дипломом «За личный вклад в развитие театрального искусства» награжден М.А. Кузнецов — макетчик по изготовлению особо сложных макетов для театральных постановок.

— Что ждет зрителей театра кукол в будущем?

— Хотелось бы поставить новый спектакль для взрослых. Но не буду загадывать наперед, рассказывать о конкретных планах, чтобы не сглазить. Скажу одно. Я не люблю банальные вещи, мне интересно все новое, неизведанное, талантливое. Поэтому когда появляются свежие идеи, люди, проекты — все это захватывает. Будем стараться и дальше говорить со сцены о самых важных вещах, радовать и удивлять вас в новых сезонах.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме