Гости посетили 10-ю, 12-ю и 26-ю школы, отремонтированный детский сад на улице Крестовой, 122 и другие образовательные учреждения, преобразившиеся в последние годы.
Делиться положительным опытом не только приятно, но и полезно, всегда важно знать, как оценивают твою работу другие. Это подтвердилось на выездном совещании Союза городов Центра и Северо-Запада России.
Союз — организация общественная, объединяющая 27 городов страны. Ее представителям близки и понятны проблемы Рыбинска — от социальных до коммунальных и экономических. В Рыбинск приехали представители Котласа, Ярославля, Твери, Старой Руссы, Великого Новгорода, чтобы изучить наш опыт модернизации образовательной системы.
Вклад в будущее
— Самобытный подход рыбинцев к проводимым реформам впечатляет. И то, что конференция посвящена вопросам образования, не случайно. В прошлом году в Нарьян-Маре прошло совещание мэров городов, где обсуждалась проблема обеспечения местами в детских садах, актуальная для всей страны. Опыт Рыбинска показался интересным и нестандартным. У коллег есть интерес к вашим изменениям и желание взять на заметку креативные идеи, — пояснил директор исполнительной дирекции Союза городов Центра и Северо-Запада России Александр Васильев.
«От качества образования — к качеству жизни» — слоган мероприятия отразил суть перемен в сфере рыбинского образования. Вложения в нее приносят дивиденды не сразу. Но суть реформы — создать подрастающему поколению лучшие условия для развития способностей, чтобы каждый ребенок стал грамотным специалистом и всесторонне развитой личностью.
Латать дыры и ограничиваться полумерами в Рыбинске не стали. Как результат — комплексные программы, от и до решающие проблемы детских садов и школ.
А ведь еще несколько лет назад система образования в городе не дотягивала до установленной планки. Загруженность школ составляла 75%, по области — 79,9%. С учетом подушевого финансирования малокомплектные школы влачили жалкое существование, ни о каком развитии речи не шло.
Показательный пример — модернизация в микрорайоне Волжский. До перемен в перегруженной гимназии №8 учащимся не хватало места. А две новые 17-я и 25-я стояли полупустыми, их загруженность не дотягивала до 50%. В результате гимназия переехала в большее по площади здание 25-й школы, которая в свою очередь заняла пустовавшее до этого момента крыло 17-й школы. Появилась возможность не только оптимизировать учебный процесс, но и разместить в отдельном здании центр дополнительного образования.
— Самое главное — нужно было экономически подтвердить обоснованность переезда. Школы за короткий срок отремонтировали и подготовили к приему ребят и педагогов. В результате мы добились увеличения фонда материального обеспечения школы №17, гимназия №8 перешла на обучение в одну смену. Открылись возможности для организации полноценного учебного процесса: в обеих школах по два отремонтированных спортивных зала, хорошо оснащенные библиотеки, читальные залы, созданы условия для научной работы, модернизированы пищевые блоки, — рассказала Римма Брядовая, директор департамента образования Рыбинска.
Из шести микрорайонов города, которые затронула реформа школьного образования, на сегодняшний момент осталось капитально отремонтировать школу в микрорайоне Копаево и расставить все точки над «i» в Заволжье. Местные школы занимают здания еще довоенной постройки. Принято решение о строительстве одного большого учебного заведения с последующим закрытием действующих и переводом их в новые стены.
На вопрос от гостей, не логичнее ли было реконструировать имеющиеся здания, директор департамента образования пояснила: в помещениях со старыми деревянными перекрытиями, без централизованной канализации такие работы обошлись бы дороже.
— Сейчас завершается государственная экспертиза проектной документации новой школы, мы ждем начала строительства, — уточнила она.
Особые внимание гостей — к рыбинскому опыту обеспечения местами в детсадах. Строительство новых и возвращение ранее существовавших детских садов, организация дополнительных дошкольных групп, в том числе при школах — шаги, которые позволили добиться значительных результатов. В Рыбинске ликвидирована очередь в детские сады для детей старше трех лет.
Конечно, «узких мест» в дошкольном образовании еще предостаточно. Дефицит кадров — величина стабильная, открыто порядка двадцати пяти вакансий. За последний год ситуация усугубилась и в связи с оттоком педагогов пенсионного возраста.
Чтобы привлечь молодежь работать в детсады, предусмотрена тридцатипроцентная надбавка к окладу. Помощникам воспитателей из городского бюджета доплачивают две тысячи рублей. Возможно, еще одним шагом на пути к решению кадровой проблемы стало бы предоставление жилья иногородним специалистам.
За текущий год средняя заработная плата рыбинских учителей, воспитателей и персонала ДОУ вырастет в несколько раз. Так, если в 1-м квартале средняя величина материального вознаграждения учителей и педагогов детских садов составила 17 980 и 13 721 рубль соответственно. То уже в сентябре цифры будут иными: 23 233 и 17 477. Средняя заработная плата учителей должна сравняться со средней по экономике.
Зачем директору физика?
Многопрофильная подготовка в школе — как один из залогов дальнейшей успешной учебы выпускников. Ректор РГАТУ Валерий Полетаев считает профориентационную работу ключевой в деле повышения качества подготовки школьников:
— Меня как ректора технического вуза беспокоит один момент: катастрофически не хватает людей, которые могли бы работать в сфере материального производства. Инвесторов, готовых открывать новые предприятия, интересует простой вопрос — кто будет работать? В первую очередь здесь все базируется на естественных науках, но, как показывает практика, сдача ЕГЭ по таким предметам — проблемное дело. В среднем по стране их выбирают не более 15% школьников. Такое малое количество людей, которые скорее всего в будущем приобретут инженерные специальности, не может восполнить имеющийся дефицит.
Решать эти вопросы на стадии 11-го класса уже поздно. Поэтому на базе вуза создали малую школьную академию, где ребята занимаются начиная с 6 — 7 класса. Комплекс мер дает плоды: тот же ЕГЭ по физике в Рыбинске сдают 35% школьников, и вполне вероятно, что вскоре их будет уже 40%.
Речь зашла о задаче повышения энергоэффективности образовательных учреждений. Это требование к школам и детским садам продиктовано жизнью: львиная доля бюджетных средств, выделяемых на сферу образования, уходит на оплату «коммуналки». О рыбинском опыте рассказал Игорь Павлов, директор школы №26, капитально отремонтированной в прошлом году.
Все началось с энергетического аудита образовательных учреждений и курсовой подготовки руководителей школ и детских садов в РГАТУ.
— Когда вновь пришлось сесть за парту, первоначально испытал чувство недопонимания — думал, зачем все это нужно. Но когда нашу школу поставили на капитальный ремонт, все встало на свои места. Обсуждать различные нюансы, в том числе и в плане энергоэффективности, с подрядчиками стало проще, — уточнил директор.
Основные конструктивные элементы здания школы были утеплены с применением современных материалов. К примеру, предполагаемый эффект от утепления стен составляет 68,4% снижения теплопотерь, крыши — 59%, суммарный же эффект достигает 39%.
Особая гордость директора школы — внедрение погодного регулирования в тепловом пункте.
— Условно школа разделена на четыре сектора, и в каждом из них можно задать оптимальную температуру. Мы ввели отдельную ставку завхоза — взяли человека с высшим техническим образованием, разбирающегося в тонкостях современной отопительной системы. Прибор запрограммирован так: в шесть утра открывается вся система отопления в школе и до трех часов она работает в полном объеме. Затем отопление, кроме резервной циркуляции, отключается, но если вдруг температура на улице опускается ниже нормативной, автоматика сама отрегулирует работу системы, — говорит директор.
Преимущества энергоэффективного подхода наглядно продемонстрировали цифры статистики. Если в 2011-2012 учебном году на отопление школы ушло 1038,6 гигакалорий, то в 2012-2013-м — всего лишь 358. Экономия здесь — выше 700 тысяч рублей.
Значительно сэкономили и на холодной воде.
— Честно говоря, мы этого даже не предполагали. У нас в каждом учебном кабинете есть умывальники, и мы, наоборот, ожидали роста расхода воды. Но с каждым месяцем цифры на счетчиках все уменьшались и уменьшались, — продолжил директор школы.
Как выяснилось, все дело в важных мелочах. Например, внедрение интерактивных досок привело к тому, что учителя реже стали брать в руки мел, а значит, и расход воды, необходимой для приведения в порядок обычных школьных досок, резко сократился. Если раньше, для того чтобы дочиста вымыть деревянные крашеные полы в школе, приходилось расходовать воду десятками литров, то керамическая плитка, как выяснилось, не только практичнее, но и экономнее. Скажете, фантастика. Тем не менее, если в прошлом учебном году расход воды составил 2161 кубометр, то в текущем — 1572.
Несмотря на то, что количество оргтехники в школе выросло в два раза (после ремонта здесь установили современные, более мощные компьютеры), удалось, пусть немного, но сэкономить даже на электроэнергии. Вот такие в нашем рыбинском образовании реалии.